CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

27 января в Общественной палате Российской Федерации состоялось онлайн-совещание членов Общественной палаты Российской Федерации с региональными Общественными палатами.  От СРО Ассоциация «Школа без опасности» участие в совещании приняла исполнительный директор Мария Шапкина.

Основным вопросом обсуждения стал общественный контроль в негосударственной сфере безопасности.

Большое внимание также было уделено антитеррористической защищённости объектов, взятых под охрану ЧОО. К ней сегодня предъявляются особенно высокие требования. Частные охранные организации обязаны обеспечивать необходимую профессиональную подготовку своих сотрудников в этом виде деятельности и соответствовать общегосударственным требованиям по выполнению своих договорных обязательств. Однако этот подход обесценивается, когда важнейшим критерием при проведении конкурса становится стоимость поста, что позволяет получать контракты демпингующим, ненадежным предприятиям. Чтобы уровень охранных услуг в стране рос, необходимо вывести на первый план  деловую репутацию и компетентность сотрудников.

В этой связи Председатель правления НП «КЦ РОСС» Александр Козлов отметил, что с момента вступления в силу 948-го постановления был составлен ряд поручений, связанных с лицензионно-разрешительной работой, в том числе поручение определить перечень объектов, к антитеррористической защищённости к которым предъявляются особые требования. Формируются списки, в которых указывается: кто, как и каким способом эти объекты охраняет. Возможности Общественной палаты РФ и Координационного Совета НСБ позволяют проделать эту работу и во взаимодействии с федеральными органами власти привести охрану этих объектов в соответствие с действующим законодательством.

В последние годы предпринимались попытки различных ведомств «выдавить» негосударственные охранные структуры из различных сфер деятельности. Тогда как опыт и нынешний уровень лидеров отрасли позволяет им обеспечить надлежащую охрану любых видов объектов. К сожалению, кроме них, на рынке существуют и недобросовестные игроки.

Как было отмечено на совещании, немалая часть охранных предприятий не платит налоги в федеральный бюджет, не имеет баз специальной подготовки. В то же время добросовестные охранные организации, стремясь к обеспечению высокого качества оказываемых услуг, несут значительные расходы по содержанию своих баз спецподготовки и одновременно, теряя прибыль, вынуждены бороться с демпингом цен со стороны фирм-однодневок, у которых нет за спиной ни опыта, ни квалификации. Корень проблемы в том, что само государство предлагает охранять социально значимые объекты инфраструктуры по бросовым ценам.

Эта проблема актуальна и для столичного региона. СРО Ассоциация «Школа без опасности» стремится обеспечить максимальное качество технического обеспечения и подготовки сотрудников, входящих в организацию предприятий. Но предлагаемая цена поста, к сожалению, опускает планку возможностей. Если бы охраной объектов образования в городе занимались разрозненные ЧОО, говорить о действительно надежной защите школ в Москве не приходилось бы. Лишь благодаря тому, что возможности Ассоциации позволяют снизить издержки на подготовку сотрудников, так как масштабные программы обучения проводятся под эгидой единого центра, созданного СРО Ассоциация «Школа без опасности», качество оказываемых услуг в этой сфере удается удерживать на высоком уровне.

Помогает в разрешении стоящих перед охранными предприятиями трудностей и взаимодействие, налаженное со столичными органами исполнительной власти — Департаментом образования и Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции. Едва ли сообществу удалось бы доносить до государства свою точку зрения, если бы рынок охранных услуг представлял собой разноголосый хор, каждый участник которого отстаивает лишь свои интересы. Однако сегодня от имени профессионалов в охране объектов образования выступает СРО Ассоциация «Школа без опасности», а в целом социальной сферой занимается Союз ОСО, в который входят организации, занятые в охране на этом направлении. Это позволяет оперативно решать все возникающие проблемы и находить в вопросах безопасности разумный компромисс с государственным заказчиком. 

Но, несмотря на такие отдельные примеры, вопрос немедленной модернизации ФЗ № 44 остается актуальным. Необходимо услуги безопасности вывести на уровень единых ценовых позиций с коэффициентами по регионам. Минимальная цена человеко-поста при проведении конкурсов должна быть реалистична. Хотелось бы проследить за судьбой «победителей» ряда нынешних конкурсов и торгов. Интересно, как по изначально невыполнимым заниженным ценам они выполняют свои договорные обязательства? Необходимо создать эффективные инструменты общественного контроля за такими мероприятиями. Важно, чтобы представители общественных организаций были включены в комиссии по проведению подобных конкурсов и торгов. Требуется выработать критерии деловой репутации, института компетенций и квалификаций, чтобы они стали ключевыми ориентирами для государства.

Сопредседатель Координационного совета НСБ, заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин посвятил часть своего выступления системному взаимодействии регионов:

— Общественные организации должны выявлять проблемы, говорить о них, обсуждать на отраслевых мероприятиях. Должны искать совместные пути решения и добиваться результатов. Председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров предлагает площадку экспертного совета Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, где мы могли бы эти задачи решать. Профильный Комитет Государственной Думы готов поддержать законодательную инициативу. По итогам IV Всероссийского Совещания «НСБ — Хранители России!» готовится результативный документ, в котором будут указаны «болевые точки» охранной отрасли, поставлены общие задачи и намечены пути решения. Важно, чтобы сфера НСБ системно реагировала на новые вызовы.

Если охранные сообщества, объединяясь в единые дежурные части или другие номенклатурные объединения, будут высказывать, рассказывать и показывать свои возможности, участвовать в различных проектах, обеспечивающих общественную безопасность, участвовать в программных мероприятиях, исполнительные органы государственной власти будут слышать сообщество и прислушиваться к его требованиям. И самое главное: нужно не забывать о работе с такими общественными организациями, как общественные и торгово-промышленные палаты регионов, и вовлекать их во взаимодействие на региональном уровне. На этих площадках необходимо проводить переговоры, которые объединяют представителей всех ответственных за безопасность региона структур. Участники таких заседаний способны выработать вполне определённые правила игры. Эта деятельность даёт возможность охранным предприятиям отстаивать свою точку зрения перед органами исполнительной власти, позволяет лучше проинформировать их о потенциале негосударственных структур безопасности.  

В заключение Дмитрий Галочкин выразил уверенность в необходимости формирования в НСБ отраслевого гражданского сообщества:

— Общественные организации, представляющие интересы профессиональных сообществ и отдельных представителей профессионального бизнеса, должны активно участвовать в формировании института общественного контроля. Общественные организации поставили перед собой цель стать партнёрами государства. Для этого необходимо, чтобы проявляли активность и стремление к взаимодействию прежде всего наиболее авторитетные из них.

Формы общественных организаций, учитывающие интересы государства, такие как объединения работодателей, саморегулируемые организации, профессиональные союзы, должны развиваться и быть представлены в регионах. И на площадках Общественной палаты, Торгово-промышленной палаты, РСПП должна звучать отраслевая деловая повестка. Но главное для повышения уровня услуг безопасности — это объединение всех возможностей сообщества НСБ, имеющихся у него в этой области.

www.psj.ru