CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол, темой которого стали вопросы общественного контроля в основных сферах деятельности, в том числе — в сфере негосударственной безопасности. 

Основным организатором мероприятия выступила Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.

Цель, которую поставили перед собой участники заседания, — определить роль и место общественных организаций и объединений в реализации концепций национальной и общественной безопасности, которые были предложены Президентом России. Согласно документам, одними из основных вызовов и угроз для страны являются экстремизм, терроризм и коррупция.

Как заявил председатель Общероссийского Профсоюза НСБ, заместитель председателя Координационного совета НСБ России Дмитрий Галочкин, общественные организации могут стать значимой частью сил и средств, используемых для борьбы с этими угрозами. Но для этого они должны эффективно взаимодействовать с органами власти. Правовой фундамент этого взаимодействия — Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ». Практика его реализация еще формируется. Одна из задач Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, заместителем председателя которой является Дмитрий Галочкин, — обобщить эту практику.

Большое значение в укреплении отраслевых институтов гражданского общества играет Координационный совет НСБ. Его основная цель — развитие негосударственной сферы безопасности, в том числе — помощь общественным организациям в их выходе на партнерские отношения с органами власти и участии в деятельности субъектов общественного контроля.

Круглый стол был проведен совместно с Межрегиональной общественной организацией «Комитет по борьбе с коррупцией», председатель которой, Анатолий Голубев, стал со-модератором дискуссии. Он отметил, что в России создана законодательная основа, которая позволяет эффективно бороться с коррупцией. Однако к заметному снижению пагубного явления на практике это не приводит. По мнению Анатолия Голубева, основное внимание следует уделить устранению причин и условий, порождающих и стимулирующих коррупцию. Общественные организации здесь могут сыграть очень важную и даже первостепенную роль.

Общественный контроль позволяет найти точки соприкосновения между государством и обществом. Так считает член Общественной палаты РФ Елена Шапкина. Перспективным направлением в этом отношении она видит общественную экспертизу нормативно-правовых актов, выносимых для публичного обсуждения. Совместные усилия граждан и государства в этой области послужили бы стабильному и устойчивому развитию различных сфер деятельности.

К сожалению, не все органы власти склонны к взаимодействию с обществом. Вместе с тем, сейчас ведется серьезный мониторинг ситуации с общественным контролем со стороны первых лиц страны. Президент РФ поручил Общественной палате РФ провести анализ того, как функционируют, формируются и работают общественные советы федеральных и региональных органов власти. Результаты этого исследования должны быть представлены главе государства уже в мае.

В развитии общественной деятельности в России сохраняется ряд трудностей. Существует немало объединений, которые лишь симулируют активность, не принося обществу никакой пользы. Иные оценивают проделанную работу только по достигнутому пропагандистскому эффекту, делая выбор в пользу однократных, но громких акций в ущерб плотной и системной работе. Многие не готовы к участию в общественной экспертизе принимаемых нормативно-правовых актов. 

И, конечно, необходимо понимание со стороны государства, готовность министерств и ведомств быть публичными, траспарентными структурами. Здесь есть положительные примеры.

Исполнительный секретарь КС НСБ России Сергей Хмелев рассказал о взаимодействии с Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, благодаря которому специалисты в области безопасности имеют возможность провести квалифицированную экспертизу большинству нормативно-правовых актов, которые принимаются в сфере их компетенции. Плотная работа ведется с Минэнерго, Минтрансом, в рамках чего были проведены различные мероприятия, касающиеся соответственно охраны ТЭК и объектов транспортной инфраструктуры.  

В конечном счете, необходимо признать, что большинство важных объектов в самых разных сферах не смогут исполнять свои функции, если их охрана будет обеспечена на низком уровне качества. Это в особенности касается социальной сферы. Подробно о столичном опыте работы на этом направлении рассказала исполнительный директор СРО Ассоциация «Школа без опасности» Мария Шапкина:

— В отношении объектов образования в городе создана очень серьезная система всестороннего контроля. Объединяющей структурой для нее является Координационный совет по безопасности Департамента образования г. Москвы. В него входят представители заказчика — Департамента, исполнителя — частных охранных предприятий, а также органов, которые задействованы в системе безопасности объектов образования — МЧС, полиция и других. Возглавляет структуру непосредственно руководитель Департамента образования Исаак Калина, а сопредседателем является руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Алексей Майоров. Заседания Координационного совета проводятся ежемесячно, и на них рассматриваются любые вопросы, связанные с безопасностью на объектах образования г. Москвы. В связи с этим удается оперативно и точечно решить насущные проблемы. Практика функционирования этого органа, который действует уже в течение пяти лет, продемонстрировала его работоспособность и результативность. За эти годы удалось значительно повысить качество охранных услуг, что подтверждается проверками как саморегулируемой организации, так и иных ответственных структур.  

Обобщая существующие проблемы и перспективы общественного контроля в стране, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» по организационным вопросам Михаил Гаврилов сказал:

— Государство и гражданское общество все более отчетливо осознают пагубное воздействие коррупционных факторов на экономику, производство, предпринимательскую деятельность. Коррупция стала системной проблемой. Оказавшись не в силах в одиночку победить ее, государство подключает к этой задаче гражданское общество. Мы видим серьезные подвижки в том, что в Национальном плане противодействия коррупции и Федеральном законе «О противодействии коррупции» ставка делается именно на общественный контроль. Основными институтами для работы на этом направлении являются Общественная палата РФ, Торгово-промышленная палата РФ, саморегулируемые организации. Промышленники и предприниматели все активнее включаются в эту деятельность.

Как отметил Михаил Гаврилов, сделать еще предстоит немало. Необходимо формирование специализированных рабочих групп и института общественных экспертов. Следует активизировать деятельность по обучению граждан формам противодействия коррупции. Не ведется в необходимом масштабе работа, которая бы помогла преодолеть непонимание некоторыми органами власти значимости общественного участия в противодействии коррупции.

Чтобы добиться успеха на каждом из этих направлений, общественные институты не должны вести себя пассивно, а должны проводить наступательную и системную работу.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»