CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

6 июня экспозицию «Подвиг Народа» посетила новая группа работников частных охранных предприятий — членов СРО Ассоциация «Школа без опасности». В этот раз в ее состав вошли представители ООО ЧОП «Аттила», ООО ЧОП «Эскарп 43», ООО ЧОП «Легионер-100».

История, которая звучит в этих залах, близка многим семьям. Декорации навевают воспоминания о рассказах, дошедших от дедов и бабушек.

В одном из залов экспозиции «Подвиг Народа» воссоздана «теплушка» — вагон, который строился в первую очередь для транспортировки грузов, но который можно быстро переоборудовать для массовой перевозки людей. Он вмещал 40 человек, но, конечно, в условиях войны пассажиров могло быть и больше. Всего за первые полгода войны объем перевозок составил 30 тысяч поездов. Нередко эшелоны шли сплошным потоком, с разрывом всего в пять метров.

Оглядывая тесное пространство, Александр Козлов (ООО ЧОП «Аттила») вспоминает своего деда. Тот был участников трудового фронта и работал на Московском вагоноремонтном заводе им. В. Е. Войтовича. В войну в цехах завода производили не только вагоны, но и детали для «Катюш», снаряды. Два старших брата деда погибли в боях.

В Музей Александр Козлов пришел с двумя сыновьями.

—  Мы должны помнить о подвиге наших дедов и прадедов, знать историю своей страны, — говорит он. — Особенно это важно для подрастающего поколения. Старший сын теперь постоянно расспрашивает о дедушках, бабушках, о том, что они пережили. Поразительная экспозиция и отличные экскурсоводы. Невероятное погружение в ту эпоху.

В зале, где стоит «теплушка», повествуется об истории эвакуации. Еще одно воспоминание: бабушка Александра Козлова оказалась на Украине в оккупации. Жить под пятой гитлеровцев было невмоготу: угоны на рабские работы, безжалостность захватчиков и полицаев. Она ушла вслед за отступающими войсками. Невозможное путешествие закончилось благополучно: ей удалось выбраться из зоны оккупации и добраться до Москвы.

Не все, к сожалению, смогли поспорить с судьбой. Врагом была занята территория, на которой осталось более 40% населения СССР. Это число могло быть гораздо выше, если бы не колоссальная работа по эвакуации людей. По оценкам историков, в тыл удалось вывезти от 17 до 25 миллионов человек. Еще более поразительным это достижение делает тот факт, что организовывать эвакуацию приходилось в разгар противостояния с военной мощью захватившей почти всю Европу Германией.

Первыми из прифронтовых районов вывезли 14 тысяч детей из детских домов, санаториев и пионерских лагерей. И в дальнейшем приоритет отдавался детям, а также ценным специалистам, семьям командиров РККА, сотрудников госбезопасности и партийных работников — за ними охотились оккупационные власти. Многие пытались уйти по дорогам самостоятельно. Но нередко, особенно на Западной Украине, в Литве и Латвии, беженцев не пропускали местные коллаборационисты.

Ценное имущество и запасы при подходе немцев должны были уничтожаться. На местах распоряжение могли трактовать излишне ретиво. Так, будущий первый секретарь ЦК КПСС Хрущев предлагал в зоне 100-150 км от фронта уничтожать все сельскохозяйственные машины, припасы, угонять скот и т.д. Сталин на это возразил: «Такое мероприятие может деморализовать население, расстроить тыл Красной Армии и создать настроения обязательного отхода вместо решимости давать отпор врагу». Кроме того, он запретил уничтожать птицу, мелкий скот и прочее продовольствие ввиду необходимости для жизни остающегося населения. Также запрещалось взрывать водопроводы.

Уже в начале июля, за два месяца до начала блокады Ленинграда, началась подготовка к эвакуации свыше пятисот тысяч человек из Северной столицы. К сожалению, не все планы удалось реализовать: предполагалось, что часть людей временно будет размещена в сельских районах неподалеку от города, но те были быстро заняты противником. Из Москвы, вокруг которой гитлеровцы не смогли сомкнуть кольцо осады, было вывезено около двух миллионов жителей.

Несмотря на тяжелую ситуацию, делалось все возможное, чтобы облегчить положение эвакуированных, особенно детей. Например, из Ленинграда детские группы обязательно отправлялись в сопровождении медработников. На промежуточных станциях были оборудованы медицинские пункты, столовые, места отдыха. На конечном пункте заблаговременно организовывалось жилье. Более того, дети получали направление в школу, при этом отказать им в приеме запрещалось, даже если классы были переполнены.

Согласно сводкам наркомата путей сообщения, всего за полгода удалось вывезти в тыловые районы свыше 2500 промышленных предприятий и более 12 миллионов человек. Вести строгий учет во время стремительного наступления врага была трудно, так что ряд историков находит даже эти внушительные числа заниженными. Точно же известно следующее: уже в марте 1942 года в восточных районах страны было выпущено военной продукции больше, чем во всей стране годом ранее.

Осуществление этого невероятного комплекса мероприятий в условиях объявленной против СССР тотальной войны — еще одна грань великого народного подвига, который позволил стране выстоять и погнать захватчика с родной земли.

У каждого работника частного охранного предприятия, входящего в СРО Ассоциация «Школа без опасности», есть возможность бесплатно побывать на организованной экскурсии в Музее Победы. В соответствии с соглашением, подписанным президентом саморегулируемой организации Сергеем Саминским и директором Музея Александром Школьником, такие экскурсии проводятся каждый вторник.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»