CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Два года назад под эгидой СРО Ассоциация «Школа без опасности» был создан Учебный центр профессиональной квалификации. С тех пор его преподаватели обучили и приняли экзамены у тысяч охранников и руководителей ЧОО.

Недавно Центр возглавила Татьяна Зарецкая. Прежде она занимала должность заместителя руководителя межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ под патронажем Департамента образования города Москвы. Кроме того, длительное время она трудилась в Центре экстренной психологической помощи МЧС России. За плечами — опыт работы в зонах чрезвычайных ситуаций как в России, так и за рубежом.

Вместе со своим коллективом и экспертами Ассоциации Татьяна Зарецкая в настоящий момент занимается созданием новой Типовой программы профессиональной переподготовки. Занятия начинаются с первого июня.

Зачем потребовалась новая программа? На какие нюансы подготовки охранника обращают внимание ее разработчики? Что она может дать охранному сообществу? На эти и другие вопросы ответила руководитель Учебного центра профессиональной квалификации Татьяна Зарецкая.

— Недавно был утвержден разработанный экспертами СРО Ассоциация «Школа без опасности» профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Ориентируетесь ли вы в своей работе на этот документ?

— Да, безусловно. Появление профстандарта — одно из наиболее значимых событий в охранной сфере, произошедших в прошлом году. В России существует классификатор занятий, согласно которому «охранники» отнесены к «группе занятий». И, согласно этому же классификатору, военные являются схожей с ним группой. При этом для нас естественно, что в рамках профессии «военный» существуют различные специализации: кто-то оканчивает академию бронетанковых войск, кто-то — военный институт связи. Но ведь своя специфика существует и в рамках частной охранной деятельности. Профстандарт учитывает имеющееся внутри профессии разнообразие. Мы же реализуем этот подход через содержание нашей новой программы.

Существует масса различий в работе человека, охраняющего, к примеру, торговой центр и объект образования. Последний должен разбираться во множестве вопросов, которые могут, на первый взгляд, не иметь прямого отношения к охранной деятельности. Например, возрастная психология. Ребенок в подростковом возрасте может быть склонен к проявлению тех или иных форм девиантного поведения и создавать угрозу безопасности объекта изнутри. Охранник школы в связи с этим должен обладать специальными знаниями. Профстандарт не игнорирует эти особенности и является более высокой ступенью в подходе к подготовке работников частных охранных предприятий.

Отмечу, впрочем, что профстандарт и наша программа обучения не подменяют собой типовые программы и приказы МВД. Они остаются для нас фундаментальными документами. Мы не отходим в своей работе от классических стандартов, принятых регулятором. Мы преподаем те же дисциплины: правовая подготовка, тактико-специальная подготовка, ТСО (технические средства охраны) и психологическая подготовка. Однако содержание всех этих разделов максимально приближено к практике организаций-членов СРО Ассоциация «Школа без опасности»,  к образовательной среде, образовательным организациям.

— Кто будет обучаться по вашей программе? Затрагивает ли она только охранников стационарных постов или предназначена для более широкого круга работников отрасли?

— Программа разработана для четырех уровней квалификации: охранник стационарного поста, группа быстрого реагирования, оперативный дежурный (это новая профессия, закрепленная в профстандарте) и начальник охраны группы объектов. Таким образом, программа позволяет организовать обучение по принципу преемственности — каждый следующий уровень профессиональной квалификации включает в себя знания, умения и навыки предыдущего уровня. Продолжительность обучения варьируется от 24 часов для охранников стационарных постов до 34 часов для начальников охраны.

— Кто, кроме вас, участвует в создании программы?

— Регулярно просматривает разделы программы и высказывает свое мнение Президент Ассоциации Сергей Васильевич Саминский и весь преподавательский коллектив Учебного центра. Кроме того, всем членам саморегулируемой организации была направлена первоначальная редакция программы. Каждый, начиная от охранника стационарного поста до начальника охраны и генерального директора ЧОО, имел возможность высказать свои замечания. Мы также размеcтили программу на отраслевых интернет-ресурсах. Всего нами было получено свыше 120 отзывов. Это мнение различных представителей профессионального сообщества, среди которых такие опытные специалисты как Александр Зигмундович Колясинский и Андрей Евгеньевич Ноздрачев. Учитывали мы и отзывы рядовых сотрудников, которые вели в интернете достаточно бурное обсуждение. Были проанализированы все мнения, и нынешний вариант программы учитывает все полученные замечания. 

— Кто будет преподавать по этой программе?

— Был подобран ряд квалифицированных специалистов, которые имеют отношение к образовательной сфере, к охранной деятельности, обладают опытом работы в силовых ведомствах.

— Как будет осуществляться проверка полученных знаний?

—По каждой из четырех дисциплин будет организован недифференцированный письменный зачет — тест. В результате четырех успешно сданных тестов слушатель получит доступ к квалификационному экзамену, который и завершает программу обучения. Экзамен включает в себя три теоретических вопроса и два практических. Для демонстрации полученных навыков у нас в Центре есть макеты и образцы различных технических средств охраны. 

— Будут ли по этой программе обучаться только члены ассоциации или сторонние организации также смогут заниматься в Центре?

— Пока речь идет об обучении только членов саморегулируемой организации, для которых занятия будут бесплатными. Однако мы не делаем из нашей программы секрета. Она будет размещена в открытом доступе, и ей свободно смогут пользоваться наши коллеги из различных НОУ, в том числе в регионах. Эта программа — одна из форм реализации профстандарта. Как мы считаем, для того, чтобы повысить качество и престиж профессии «работник по обеспечению охраны образовательных организаций» мы не должны скрывать такие вещи, делать их доступными только для ограниченного круга лиц. Каждый, кто хочет преподавать по этой программе, может спокойно воспользоваться ей, добавив при необходимости свою, к примеру, региональную специфику.

— Эта программа — ближайшее будущее Центра. Намечены ли у вас какие-то более отдаленные планы?

— Разумеется. Не думаю, что когда-либо в нашей работе может наступить «пауза». Ведь всегда актуальными являются программы повышения квалификации. Постоянно возникают новые требования, новые угрозы и риски безопасности образовательной среды. Все это требует дополнительных знаний и навыков, и наша задача — своевременно отреагировать на вызовы времени и реализовать их в новых программах обучения.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»