CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

По инициативе президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского каждую среду для работников охраны проходят экскурсии по экспозиции «Подвиг Народа». Но в этот раз под эгидой саморегулируемой организации Музей посетила группа воспитанников ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы».

«Участие в экскурсии мы приняли по приглашению наших друзей из ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л», — пояснил специалист по безопасности Алексей Ефимов. — За что им и руководству СРО Ассоциация «Школа без опасности» огромное спасибо».

Алексей Ефимов не только специалист по безопасности, но и старший воспитатель (офицер), ведь пришедшие в Музей дети — не просто учащиеся, а воспитанники кадетского корпуса.

Ребята наперебой делятся впечатлениями. Каждый зал поразил их своими декорациями: помещения Брестской крепости, прифронтовая железнодорожная станция, библиотека блокадного Ленинграда… Но наибольшие эмоции вызвал последний зал. «Стены рейхстага как настоящие, — говорит Степан Шестовский. — Было здорово увидеть в конце наши войска, штурмующие Берлин!»

В кадетском корпусе большое внимание уделяют патриотическому воспитанию учащихся. На базе школы создан Музей боевой славы 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса и Военно-исторический музей «Взлет». Ребята хорошо знают историю России, но даже для них посещение экспозиции открыло немало нового.

«Очень всех потряс зал, где рассказывают об ужасах концлагерей», — делится Елизавета Радованович. Этот зал производит тягостное впечатление даже на взрослых. Но честное повествование о войне не может обойтись без этой главы. Она помогает в полной мере осознать, за что и против какого зла сражались наши деды и прадеды. «Донести это до молодежи особенно важно», — подчеркивает Алексей Ефимов.

На вопрос о том, будут ли ребята рекомендовать сверстникам побывать на этой экскурсии, кадеты в один голос отвечают: «Обязательно!»

Посетители, пришедшие в Музей в конце ноября, имеют возможность ознакомиться с еще одной выставкой, повествующей о событии, в котором горечь утрат сочетаются с гордостью за подвиг. Речь о военно-автомобильной дороге № 101. Название, под которым ее знает куда больше людей — Дорога жизни. Она заработала восемьдесят лет назад — 22 ноября 1941 года.

В Музее сообщают о выставке: «Проект рассказывает об истории создания ледовой трассы через Ладожское озеро и людях, участвовавших в ее строительстве, о ежедневном подвиге тех, кто по замерзшему озеру под постоянными обстрелами вез продукты умирающим ленинградцам, а из города — ослабевших детей и женщин».

Всего выставлено около трехсот экспонатов, связанных с дорогой и блокадой Ленинграда. Среди реликвий — картины и личные дневники заместителя начальника ледового участка пути Семена Гельберга, в которых он фиксировал происходящее на дороге. Они демонстрируются в Москве впервые.

В суровую зиму первого года войны трасса стала той нитью, которая сохраняла в осажденном Ленинграде теплящуюся жизнь.

Толщина льда была четко рассчитана — не менее двадцати сантиметров. 20 ноября она укрепилась до 18 сантиметров. Ранним утром по льду пошли санные упряжки. Длинный обоз добрался из Ленинграда до другого берега, загрузился и ночью отправился обратно. Город получил 63 тонны муки — сколько жизней спасены! 21 ноября лед опробовали «полуторки» без груза. Движение можно было открывать.

Первой пошла по едва вставшему льду колонна из 60 грузовиков. По мере усиления мороза рос и тоннаж перевозок. 70 тонн, 100… К концу декабря по дороге перевозили около 1000 тонн в сутки. Но даже этого было мало для города, в котором на начало войны проживало более трех миллионов человек. 1000 тонн продовольствия хватало лишь на то, чтобы два дня выдавать скупые блокадные нормы. А везти ведь приходилось не только еду, но и топливо, мыло, боеприпасы…

Жительница Санкт-Петербурга Галина Андреева в девятилетнем возрасте уезжала из Ленинграда по Дороге жизни. К тому моменту в семье не осталось взрослых. Последней умерла мама — от голода. 

— Мы видели и воду на льду, и выбоины, хотя воспитатели просили нас в окна не смотреть. И велели сидеть, прижавшись друг к другу, чтобы было теплее и чтобы не упасть. И бомбежка была, пока мы ехали. Слышали крики — и понимали, что другая машина ушла под воду. Конечно, было страшно, но, с другой стороны, мы уже ничего не боялись. Мы ведь по блокадному городу ходили без страха, хотя обстрелы и бомбежки были и днем, и ночью. Не плакали, не кричали, слушались старших — дети были маленькими старичками в этот период. Видели, что народ мертвый на улицах, на лестницах лежит — и не боялись. Боялись только голода, а больше ничего.

Дорога жизни — это не просто расчищенный лед, а сложное инженерное сооружение. Каждый семь километров — питательно-обогревательные пункты. Работали заправочные станции, пункты забора воды и техпомощи. На берегах создавались перевалочные базы и диспетчерские службы. Действовали регулировочные посты и стояли маячные фонари. Эксплуатацией Дороги заведовало специально созданное Управление, подчинявшееся начальнику тыла фронта. В его составе насчитывалось 17 тысяч военнослужащих и 3624 автомобиля.

Во главе постройки Дороги стоял инженер первого ранга Василий Монахов. Большой сложностью была почти полная неизвестность о водном и ледовом режиме на озере. Монахов вспоминал: «У всех у нас были очень скудные сведения о Ладожском озере, по существу мы шли вслепую».

Когда Дорога была построена, Монахова сменил капитан 2-го ранга Михаил Нефедов, который оставался на своем посту до самого конца ее существования. Он погиб на ленинградском берегу при налете немецкой авиации спустя несколько дней после перевода на новую должность.

Крепкий лед может выдержать огромный вес. Однажды по Ладожскому озеру даже провели целую танковую бригаду! С массивных КВ только сняли башни и везли следом. Но лед в то же время коварен. По нему могла проехать тяжелая машина, а следующая за ней легковушка или повозка — вдруг провалиться в той же колее. Это вибрации от движения колонн заставляли лед слабнуть.

На дороге постоянно стояла вода. Водители ехали, раскрыв дверь — чтобы успеть выпрыгнуть, если машина провалиться. Такое случалось нередко, поэтому между грузовиками соблюдалась большая дистанция, чтобы в одной полынье не сгинуло сразу несколько автомобилей.

Когда лед переставал выдерживать нагрузку, трассу приходилось корректировать. На некоторых участках ее доводилось переносить до 12 раз за месяц.

Немцы не могли примириться с тем, что осажденный город питают жизнью, и бомбардировали Дорогу постоянно. Разорвать эту нить они не могли. Но погубить людей, эвакуируемых из Ленинграда, было в их силах. И они губили. Всего за первые две недели погодные условия и бомбардировки привели к потере 126 грузовиков.

Но сколь многих, несмотря на потери, спасла Дорога жизни! В декабре 1941 из города удавалось вывозить до 5 тысяч человек в сутки. А всего за первую зиму по ней было эвакуировано более полумиллиона жителей Ленинграда.

Один из водителей, В.И. Сердюк, вспоминал:

— Обратными рейсами мы везли на Большую землю эвакуируемых ленинградцев. Трудно передать словами чувства, которые мы испытывали, видя исхудалых, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети — по-взрослому серьезные, молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода на озере, вели машину как можно осторожнее, чтобы их не трясло. Мы, шоферы, были по-настоящему счастливы, когда во время таких рейсов нам удавалось проскочить через озеро, не попав под артиллерийский обстрел или бомбежку.

История Дороги жизни — это, как писала газета «Правда», «поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей». Пожалуй, эти слова можно отнести ко всей истории борьбы нашего народа против нацизма.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»