CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

В прошлом году руководство СРО Ассоциация «Школа без опасности» начало внедрять новый формат переподготовки работников ЧОО, подразумевающий дистанционное обучение порядка 12000 охранников, занятых в сфере образования. Почему возникла такая необходимость и насколько успешной оказалась данная практика? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Учебного центра профессиональной квалификации СРО Ассоциация «Школа без опасности» Татьяна Зарецкая.

— Расскажите, пожалуйста, почему было решено внедрить именно такой — дистанционный — формат переподготовки охранников?

— Как все мы знаем, 1 декабря 2015 г. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 1010н был утвержден профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», ответственным разработчиком которого являлась СРО Ассоциация «Школа без опасности». В связи с этим саморегулируемая организация приняла на себя обязательства по разработке методики применения профстандарта через профессиональное обучение работников охраны объектов образования. Мы должны были стать «пионерами» данного направления.

Учитывая количество работников охраны, которое предстояло обучить в ближайшее время (а их на тот момент на объектах образования города Москвы насчитывалось порядка 12 тыс. человек, причем с различными в каждой ЧОО графиками и режимами работы), мы стали искать такую форму обучения, которая позволила бы охватить необходимый объем в приемлемые сроки, была легитимной с точки зрения существующего законодательства в сфере образования и высокоэффективной с точки зрения качества профессиональной подготовки. Именно тогда у президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» С.В. Саминского и вице-президента по научно-методической работе Н.А. Степанова возникла идея дистанционного обучения, которую поддержали члены Совета. Учебному центру профессиональной квалификации, предстояло эту идею развить и воплотить в жизнь.   

С какими сложностями Вы столкнулись, разрабатывая и внедряя данную систему обучения?

Самыми сложными вопросами, с которыми мы столкнулись в процессе подготовки к началу обучения, были организационные вопросы и вопросы технического обеспечения учебного процесса. На подготовку к «запуску» проекта по дистанционному обучению работников охраны ушел почти год. Хочу отметить, что наш проект — это огромный слаженный труд большого количества людей.

Руководители ЧОО-членов СРО Ассоциация «Школа без опасности» еще в 2016 году разработали и представили в Учебный центр графики пересмен своих сотрудников на весь 2017 год. Это позволило нам просчитать учебную нагрузку, сформировать учебные группы, составить и согласовать календарный план их обучения и продумать требования к необходимому материально-техническому обеспечению проекта. Начальники охраны объектов (групп объектов) образования города Москвы организовали сбор необходимых документов и лично инструктировали своих подчиненных по всем вопросам, касающимся регистрации и участия в дистанционном обучении.

В это время преподаватели Учебного центра осваивали методику проведения дистанционных вебинаров посредством современных интернет-технологий. При непосредственном участии вице-президента Н.А. Степанова, исполнительного директора М.М. Шапкиной и заместителя исполнительного директора С.Е. Силивончика мы подготовили и разместили на информационно-образовательном портале СРО Ассоциация «Школа без опасности» учебные пособия и учебные фильмы для самостоятельной части обучения.

Оставалось решить самый сложный вопрос — обеспечить работникам стационарных постов охраны на объектах образования доступ к сети Интернет для возможности личного участия в вебинарах и сдачи квалификационного экзамена. С этой целью президент саморегулируемой организации С.В. Саминский выступил на совместном заседании Координационного совета Департамента образования г. Москвы (далее — ДОгМ) по комплексной безопасности учреждений и организаций г. Москвы и Антитеррористической комиссии ДОгМ, где рассказал о планах по дистанционному обучению работников охраны объектов образования города Москвы на рабочих местах и отметил необходимость совместного решения ряда организационных вопросов. Данное предложение было поддержано руководством ДОгМ, которое обратились к руководителям образовательных организаций г. Москвы, подведомственных ДОгМ, с просьбой обеспечить работников стационарных постов охраны компьютерами с возможностью выхода в сеть Интернет в дни и часы проведения занятий. В качестве учебных были выбраны выходные (свободные от проведения учебного процесса) дни, поскольку в них рабочая нагрузка работников охраны минимальна.  

Насколько эффективным показал себя к настоящему времени этот формат обучения?

— К настоящему времени дистанционное обучение по программе профессиональной переподготовки прошли 1533 работников стационарных постов охраны. Учитывая, что в одной учебной группе в среднем 270-300 человек, посещаемость дистанционных вебинаров, которую мы в тесном взаимодействии с начальниками охраны регулярно контролируем, составляет практически 100 %. Возникающие трудности удается решать адресно и в кратчайшие сроки. Поэтому, если говорить об эффективности формата обучения с точки зрения организации, на мой взгляд, у нас получилось наладить хорошо работающий механизм. Если Вы имеете ввиду эффективность с точки зрения полезности, то могу сказать, что вебинары активно посещают, учебные фильмы смотрят, пособия читают большое количество заинтересованных людей. Ну а насколько полученные знания будут полезны на практике — время покажет. Пока мы видим максимальную заинтересованность наших слушателей в обучении.

Поступают ли отзывы от охранников, прошедших переподготовку? Будут ли они учтены в дальнейшем развитии системы обучения?

— Конечно, да. Вебинары, несмотря на дистанционную форму проведения — «живой» механизм. Мы изначально отказались от трансляции лекций в записи. Преподаватели и слушатели имеют возможность общаться в режиме онлайн, хоть и через монитор компьютера. По ходу лекций у работников охраны возникает много вопросов, которые они задают преподавателям. Зачастую эти вопросы выходят за рамки предлагаемых для обсуждения тем. Но даже при этом они не остаются без внимания. Все отзывы и вопросы нами регулярно анализируются и учитываются при проведении следующих вебинаров.

Достойные ли результаты демонстрируют работники охраны?

Курс дистанционного обучения по программе профессиональной переподготовки завершается сдачей итогового квалификационного экзамена. Признаюсь, когда мы с преподавателями ждали результаты сдачи экзамена первой учебной группы, очень волновались. Ведь эти результаты, на самом деле, показатель эффективности, в том числе, и нашей работы. Помните, как в старой русской пословице, «дерево и учитель познаются по плоду». И мы были приятно удивлены.

На сегодняшний день из 1533 слушателей, сдавших квалификационный экзамен, 1056 человек сдали его на оценку «отлично», 437 — на оценку «хорошо» и 40 — на оценку «удовлетворительно». Причем есть такие охранники, и надо отметить, что их достаточно много, которые в отведенный по расписанию день сдают экзамен по два, а то и по три раза. Когда я стала интересоваться, зачем они это делают, ведь они с первого раза показали хороший результат, они ответили, что при сдаче экзамена первый раз у них были вопросы, которые вызывали трудности, и они не были уверены, что ответили правильно. Поэтому они нашли на них ответы в учебном пособии (позвонили начальнику охраны, позвонили коллеге-охраннику — тут были варианты в ответах) и решили пройти экзамен еще раз.

Когда мы видим таких людей, стараемся их поощрить — всегда засчитываем самый высокий из всех результатов. Это, кстати, тоже ответ на Ваш вопрос об эффективности обучения. Если люди настолько мотивированы, что им не лень даже при достаточно хороших результатах отвечать на вопросы снова и снова, может, это и есть один из показателей эффективности?

Как отреагировал Заказчик на внедрение такой системы обучения?

— Как я уже говорила, Руководство Департамента образования города Москвы полностью поддержало нашу идею по дистанционному обучению работников стационарных постов охраны на объектах образования и оказало максимальное содействие этому начинанию. Думаю, что руководители такого высокого уровня понимают всю своевременность и важность профессиональной подготовки работников охраны, потому что это не может не отражаться на качестве оказываемых охранных услуг. Надеемся, что и в будущем наши инициативы будут поддержаны.

Каково мнение руководителей ЧОО об этой системе?

— За время подготовки, организации и проведения дистанционного обучения руководители ЧОО-членов СРО Ассоциация «Школа без опасности» всегда проявляли активную позицию. Советом СРО, членами которого они являются, были разработаны и приняты к утверждению такие документы как «Положение о прохождении работниками частных охранных организаций-членов СРО Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» обязательного профессионального обучения по программам переподготовки», «Алгоритм организации дистанционного обучения». В каждой ЧОО были утверждены приказы о порядке ежегодного прохождения обучения работников охраны. Равнодушных людей в организации нет. Еженедельно руководители ЧОО и ответственные за обучение звонят, интересуются результатами сдачи квалификационного экзамена.

Какая дана оценка текущим результатам программы переподготовки со стороны руководства СРО Ассоциация «Школа без опасности»?

— Еженедельно по окончании обучения каждой группы слушателей формируется подробный отчет, который направляется президенту С.В. Саминскому. Сергей Васильевич, видя объем проделанной работы и ее результаты, дает положительную оценку нашему проекту по дистанционному обучению работников охраны.

Какие планы у Учебного центра на ближайшее будущее?

— До конца 2017 г. нам предстоит обучить 12 тыс. работников стационарных постов охраны на объектах образования города Москвы. Эта работа будет продолжена и в следующем году; учебные группы будут формироваться из вновь принятых на работу сотрудников охраны. Также в следующем году мы планируем обучить по программе профессиональной переподготовки начальников охраны объектов (групп объектов) образования. Это обучение будет проводиться в очной форме.

— Спасибо Вам за ответы на эти вопросы!