CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

 

В Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание круглого стола на тему: «Формирование и развитие института цивилизованного лоббизма». Участие в мероприятии приняли руководители СРО Ассоциация «Школа без опасности».

В Малом зале ТПП РФ для обсуждения темы собрались эксперты, представители федеральных органов исполнительной власти и объединений предпринимателей. Среди них: член Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы РФ Анатолий Выборный, вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко, президент Национального Союза содействия развитию института лоббизма Дмитрий Курганов и др.

Большое внимание к мероприятию было проявлено со стороны участников негосударственной сферы безопасности. На заседание круглого стола присутствовали: президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский, президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов, председатель исполкома Общероссийского профсоюза НСБ Сергей Хмелев, руководители других предприятий и организаций сферы НСБ. 

Интерес охранного сообщества к этой теме неудивителен. На сегодняшний день огромный потенциал отрасли в области безопасности реализуется, мятко говоря, не полностью. Причиной тому - несовершенство законодательства, противодействие ведомств, стремящихся создать собственные, непрофильные для себя охранные структуры, отсутствие в государстве структуры, которая бы занимались не регулированием, а развитием отрасли. 

Институт лоббизма в такой ситуации мог бы стать еще одним инструментом, который бы позволил донести идеи совершенствования НСБ до ответственных лиц, помог бы оказать большее влияние на законотворческую деятельность со стороны экспертов сферы.

Как отметил на заседании Анатолий Выборный, поднятая тема является логическим продолжением более чем 20-летней дискуссии о том, быть или не быть институту лоббизма в России. В пользу положительного ответа на этот вопрос говорит то, что создание такой системы прямо предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции. В начале июня, отвечая на вопросы «Российской газеты», Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко таким образом обосновала необходимость скорейшего принятия закона о лоббизме: «Как говорят ученые, лучше хоть какая-то система, нежели никакой».

Однако простого понимания важности принятия этого закона, разумеется, недостаточно. Каким ему быть? Как сделать так, чтобы деятельность министерств и ведомств под влиянием этого закона максимально отвечала запросам граждан? И, пожалуй, главное: как институт лоббизма поможет минимизации коррупции в стране?

Ряд экспертов, отметил Анатолий Выборный, считает, что в основе данного института должны быть заложены механизмы саморегулирования. И очередной законопроект о лоббизме, внесенный в Госдуму 7 июня, закладывает в основу этой деятельности именно принципы саморегулирования. Есть и другая точка зрения: в основе, учитывая характер регулируемых отношений — с должностными лицами, с выборными лицами, должно лежать регулирование государственное.

Вопрос остается открытым, и содержание будущего Федерального закона и нормативных актов, которые бы принимались в его развитие, вызывают сегодня широкое обсуждение ученых, практиков, политиков и представителей бизнеса на разных площадках. Именно на этом этапе закладывается идеология лоббистской деятельности: основы ее регулирования, правовой статус профессионалов в этой области, механизмы взаимодействия с властью.

— Решая эти важнейшие задачи, мы видим конечную цель, которую будет решать лоббизм как институт в нашем государстве, — сказал Анатолий Выборный. — Прежде всего - это минимизация коррупции. Этого можно достичь введением транспарентных правил воздействия на принятие органами власти того или иного решения. Всем должно быть понятно, что лоббистская деятельность — не место для мошенничества и коррупционеров. Это профессиональная площадка для специалистов и экспертов своего дела, которые будут проходить процедуру аккредитации, фильтр отбора, сдавать соответствующие квалификационные экзамены. Вторая задача — содействие сохранению конституционного порядка в принятии органами власти своих решений. Нам необходимо сделать все, чтобы не допустить какого-либо стороннего вмешательства в дела власти или подмену власти.

Существует большая опасность принять несовершенный закон, который, вопреки желанию законодателей, не способствовал бы уменьшению коррупции. Об этом предупредил собравшихся Владимир Страшко. Взвесить полезность принятия на современном этапе появления этого закона — основная задача ведущихся дискуссий. И если он все же необходим, то важно четко прописать механизмы его реализации. «Самое главное - не принять закон, а чтобы этот закон работал», — подчеркнул вице-президент ТПП РФ.

Следует отметить, что на сегодняшний день в России существует единственный документ, закрепляющий лоббистскую деятельность, — это закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», в статье 3-ей которого четко прописано, что организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами является одной из основных задач торгово-промышленных палат. Которые, защищая интересы предпринимателей, по существу выполняют лоббистскую деятельность. Достигается это через вхождение в состав правительственных комиссий, оценку регулирующего воздействия издаваемых актов и приказов, через заключения, даваемые нормативно-правовым актам. Таким образом, действующее законодательство позволяет в некоторой степени выполнять функции лоббизма. 

Необходимо ли институализировать данное направление в рамках отдельной системы? Единого мнения на этот счет не существует. Но если закону о лоббизме в России и быть, то его творцам предстоит прописать четкие, прозрачные механизмы осуществления такого вида деятельности. Необходимо предусмотреть форму профессиональной аттестации, определить набор компетенций, правовую форму взаимодействия лоббистов и заказчиков, создать перечень лиц, которые не могут заниматься лоббистской деятельностью, обеспечить публичность, закрепив в нормах будущего закона требование государственной отчетности лоббистов и учесть множество других нюансов, которые позволят закону соответствовать ожиданиям бизнеса и общества и помогут государству в борьбе с коррупцией.

Денис КРЮЧКОВ.