CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

В судьбе этой женщины соединились стезя военная и охранная. Кто-то скажет: дело совсем не женское. Но Илзе Цветкова из ЧОО «Сатурн» своей работой эти сомнения опровергает, успешно справляясь со всеми тяготами.

— У меня вся семья из военных, — улыбается Илзе. — Дядя, тетя, мама, дедушка. Папа служил в воинской части, потом и я начала там службу. Впоследствии ее расформировали, однако сама система — порядок и дисциплина — это то, к чему я остаюсь привычна.

Традиционная для этой семьи профессия могла и не стать частью трудовой биографии Илзе. Оканчивала она медицинский факультет, выучившись на фельдшера-акушера. Пришлось это, однако, на тяжелое время — начало девяностых. Найти работу по специальности оказалось невозможно. Тут-то и возник вариант с «фамильным делом».

Трудности страны не миновали и армию. После расформирования воинской части Илзе сменила несколько профессий, пока в 2004 году не пришла в охранную сферу.

Случилось это так. Цветкова состояла в родительском комитете школы, куда ходил ее сын. «Школой жили, школой дышали», — вспоминает Илзе. Как раз в это время в образовательных учреждениях вводили частную охрану. «Пробовавшиеся» охранники-мужчины особенностей объекта не знали, да и контакт с детьми некоторым из них оказалось найти непросто.

— Я за наше учебное заведение переживала, мне было интересно все, что связано с ним, — говорит Илзе. — Кроме того, мы хорошо знали слабые места в системе безопасности. Знали, где и на что обратить внимание. Я поинтересовалась, берут ли в охрану женщин. Ответили положительно. Так и пришла сюда. Проработала пять лет, после чего по семейным обстоятельствам пришлось уволиться. Но вот уже год, как я вернулась на работу.

Несмотря на перерыв, превращение школьной охраны в по-настоящему профессиональную силу, обеспечивающую весь комплекс безопасности, проходило фактически у нее на глазах.

— Вместе с системой совершенствовалось и я, — говорит Илзе. — Шаг за шагом. Что-то придумывали новое, проверяли, вводили. И то, что мы имеем сегодня, по сравнению с 2004 годом — это небо и земля. Начать с оснащения. Тогда ведь обходились без камер: обычный стол и журнальчики для записей. Компьютера у охраны не было и в помине. Да что говорить: даже мобильные телефоны встречались редко. И случись что, мы не могли набрать нужному человеку, чтобы тут же решить вопрос. 

Изменилось с тех пор и отношение к охране со стороны государства. С развитием сферы и превращением частных охранных структур в важный фактор безопасности, всерьез повысились требования регулирующих органов. Хотя проверки иногда очень отвлекают от исполнения своих обязанностей, Илзе относится к ним положительно:

— На то и щука, чтобы карась не дремал. Все проверки строгие, спуску не дает никто, но работников в тонусе держать нужно. Человек ведь такое существо, что иногда ему хочется расслабиться. Но на такой работе позволить себе этого нельзя.  

А вот что осталось неизменным за прошедшие десять лет, так это дети. Говорят, что молодежь с каждым годом все сложнее. «Неправда, — решительно качает головой Илзе. — Детки как детки». Видно, что здесь со стороны учащихся отношение к охране уважительное: замечания принимаются без споров, отвечают ребята вежливо. Впрочем, обычно беседа начинается вовсе не замечания ради. Как раз во время нашего разговора мимо проходит один из учеников. «Здравствуйте, — обращается он к Илзе. И решает поделиться: — А у нас все хорошо!» — «Рада за тебя, солнышко!»

Быстро привыкли к охране и родители. Когда ЧОПы были в школах в новинку, родительский комитет разъяснял остальным необходимость вводимых правил. Сейчас пропускной режим воспринимается всеми как данность.

Тяжелее всего существующие правила даются родителям самых юных учеников. Когда они только приводят своих чад в школу, то уверены, что их ребенок — исключительный, особенный, что за ним, как ни за кем другим, нужно приглядывать и ухаживать. «Переживают так, как будто сами идут в первый класс», — улыбается Илзе Цветкова. И действительно, норовят пройти до самого класса. Однако родителям за турникет входа нет — только по заявке, которую сделает педагог и подпишет администрация.

— Но ничего: это быстро проходит, — отмечает Илзе. — Они понимают, что здесь дети под надежным оком, что с ними занимаются прекрасные педагоги. Родители у нас хорошие. Конечно, разные ситуации бывают, но чтобы какие-то скандалы — это крайне редко. Основная сложность в нашей работе не в этом, а в постоянном эмоциональном напряжении: не упустить, быть начеку, все сделать вовремя.

И все же случаются и конфликты — это неизбежность любой профессии, связанной с общением с людьми.

— Здесь возможно применения только одной силы — силы убеждения, — подчеркивает Илзе. — Хотя, разумеется, если человек переходит какие-то границы, оскорбляет, то здесь вмешивается администрация, а уж в совсем тяжелом случае наготове группа быстрого реагирования или наряд полиции.

И администрация, и полиция поддерживают работников ЧОО в их работе. Сотрудники школы, вмешиваясь в конфликтную ситуацию, вместе с охраной разрешают ее максимально корректно и никогда не обвинят человека на посту голословно, понимая, что такие скандалы обычно действительно разгораются на ровном месте.

Регулярно заходит в школу участковый. «Если нужна помощь, звоните, не стесняйтесь» — повода, к счастью, пока не возникало.

Разумеется, в этом велика заслуга работников охраны. Чтобы соответствовать современным требованиям, ежегодно они проходят курсы повышения квалификации, которые включают в себя знание актуальных законов, навыки оказания медицинской помощи, владение современными спецсредствами.

Кроме того, в настоящее время охранники на постах во всех московских образовательных организациях обучаются по специализированной программе, разработанной СРО Ассоциация «Школа без опасности».

— В этой программе описаны очень хорошие ситуации, — говорит Илзе Цветкова. — Каждая из них применима к нашей практике, и информация эта чрезвычайно полезная. Конечно, одинаковых обстоятельств не бывает, но, разобравшись с вопросами из пособия, будешь, в целом, готов к любому развитию событий. Некоторые высказывали сомнения: мол, это только новичкам нужно. Ничего подобного! Для опытных работников никогда не помешает обновить знания. Если они не упорядочены в голове, то человек по-настоящему и не знает, как поступить в данной ситуации. А ведь у нас зачастую решение нужно принимать в ту же секунду, возможности посидеть и раздумывать нет. Надо поступить правильно и сразу, чтобы не нарушить закон и не нанести никому вреда.

Не с первых дней работа в школьной охране становится понятной досконально, а уж простой — никогда. Насколько уверенно ты с ней будешь справляться, зависит, как заверяет Илзе Цветкова, исключительно от желания работать.

— Можно, конечно, в свободную минутку посидеть без дела, но можно ведь и перечитать инструкции, проверить документацию, — говорит она. — Зависит от того, насколько тебе эта служба важна. И никогда не нужно стесняться спрашивать. Мы учимся с каждым днем, в каждой новой ситуации узнаем для себя что-то новое. Многие смущаются: «Ну, еще подумают, что я совсем ничего не знаю», — говорят. Ничего зазорного в этом нет. Зазорно, если наступит ситуация, когда знание требуется, а у тебя пустота.

Илзе из тех людей, которые своей работой гордятся. Будем откровенны: среди самих охранников таких немного.

— Свою работу надо любить и ей гордиться. А если считаешь, будто что-то не так, начинать с себя. Нельзя относится равнодушно: раз отойду на пару минут — ничего страшного. Потом на пять, на десять. Нельзя даже начинать позволять себе лишнего. Как ты можешь с другого человека спрашивать о правилах и дисциплине, если сам их не соблюдаешь? К сожалению, по некоторым личностям, которые не хотят серьезно относиться к своему труду, судят всех. Я свою работу люблю и ей горжусь. И хочу, чтобы другие уважали мою работу.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»