В Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол о проблемах ценообразования на рынке охранных услуг. Организатором мероприятия выступил Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.
Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, депутат Государственной Думы Анатолий Выборный назвал эту тему крайне актуальной. «Очень часто мне поступают обращения от частных охранных предприятий о том, что сегодняшняя ценовая политика создает невозможные условия для надлежащего обеспечения безопасности объектов, в том числе - социальных объектов с массовым пребыванием людей», — рассказал он.
Между тем, безопасность таких объектов находится под особым вниманием государства. На практике же контракты, оплачиваемые из средств бюджета, устанавливают такую стоимость охранных услуг, что исполнитель оказывается за рамками правого поля в отношении оплаты труда и налогообложения.
По мнению вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина, решение этой проблемы требует консолидированной позиции всего предпринимательского сообщества. «Мы готовы выслушать все аргументы, ведущие к согласованному решению, которое могло бы поддержать руководство ТПП РФ», — заявил он.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов заявил прямо: «Если не принять необходимых мер, которые бы привели в нормальное состояние ценовую политику в отрасли, ее перспективы могут оказаться не соответствующими нашим ожиданиям».
Заместитель председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов в своем выступлении сказал: «Основная проблема — финансирование безопасности по остаточному принципу».
Несмотря на критическую важность вопросов безопасности для современной России, в бюджетной сфере нередко ее финансирование происходит именно по такому методу. Заказчик устанавливает цену, исходя из остатка своих средств. Эта сумма зачастую и близко не позволяет частному охранному предприятию сформировать предложение, исходя из достойной — и даже минимальной! — зарплаты своим работникам, стопроцентной уплаты налогов и надлежащего качества оказываемых услуг.
Если в Москве и Санкт-Петербурге у частных охранных предприятий еще есть возможность создать на социальных объектах современный комплекс обеспечения безопасности, то в регионах ситуация сложилась критическая.
Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС Александр Козлов отметил, что обсуждаемая проблема состоит из двух частей: низкая начальная максимальная цена контракта и демпинг, или, иными словами, существование предприятий, которые готовы принять даже эту цену.
Председатель Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, руководитель Группы компаний «ЕВРО-АЛЬЯНС» Давид Семериков предложил рассмотреть саморегулирование в качестве способа избавления рынка от незаинтересованных в качестве предоставляемых услуг участников. «Саморегулирование — это повышенная ответственность и иной, более высокий стандарт работы», — уверен он.
В этой связи можно привести в пример опыт СРО Ассоциация «Школа без опасности», возглавляемой заместителем председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Сергеем Васильевичем Саминским. Во взаимодействии с Департаментом образования и науки города Москвы этой организации удалось в короткий срок избавить сферу охраны объектов образования столицы от проблемы демпинга.
На заседании круглого стола СРО Ассоциация «Школа без опасности» была представлена вице-президентом Михаилом Гавриловым и исполнительным директором Марией Шапкиной.
Идея развития саморегулирования встретила поддержку заместителя директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Кирилла Емельянова. «Очистить рынок от недобросовестных участников в силах самого рынка, — заявил он. — Государство, на мой взгляд, должно вмешиваться в последнюю очередь, только если станет очевидно, что бизнес-сообществу не удалось справиться самому».
Еще одно предложение по разрешению обсуждаемой проблемы поступило от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгения Лыкина, поставившего вопрос об административной ответственности заказчика за заведомо неисполнимые условия контракта, который тот подписывает со своей стороны.
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ, председатель Гильдии негосударственных структур безопасности МТПП Дмитрий Галочкин видит путь преодоления сложившихся трудностей в заключении трехстороннего соглашения между профсоюзами, отраслевыми объединениями работодателей и органами государственной власти.
Участники заседания признают: ситуация складывается таким образом, что отодвигать решение имеющихся проблем нельзя. Главный эксперт-специалист УЛРР ГУЛРР и ГК Росгвардии Андрей Аванесов признал, что их ведомство сегодня вынуждено обратить пристальное внимание на экономические вопросы охранной отрасли.
Анатолий Выборный, подводя итог дискуссии, отметил, что разногласий между бизнес-сообществом и представителями исполнительной власти по существу озвученных проблем нет. Но необходимо выработать консолидированный подход к их решению.
Совершенствование рынка охранных услуг должно идти по многим направлениям, и вопрос ценообразования сейчас ключевой, но не единственный. Руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», эксперт комитета Госдумы по противодействию коррупции Валерий Шестаков представил проект Основ государственной политики Российской Федерации в области охранной деятельности на период до 2030 года. Этот документ призван помочь в преодолении существующих сложностей.
«На сегодняшний день возникла настоятельная необходимость в таком документе с научной и практической точки зрения, — отметил Валерий Шестаков. — Если мы не решим общие вопросы охранной деятельности, мы будем сталкиваться с ними при решении ее частных проблем».
По итогам заседания будут подготовлены предложения участников круглого стола, с учетом которых проект будет представлен заинтересованным органам государства.