2 декабря в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему «О законодательном обеспечении прав детей и родителей в сфере семейных споров». Модератором дискуссии выступил депутат Госдумы Валерий Рашкин.
Как отметил модератор мероприятия, семейный конфликт, распад любой семьи или любой пары, у которой есть дети – своего рода трагедия, которая часто заканчивается настоящей войной за ребенка, калеча его судьбу. Именно об этом шла речь в рамках круглого стола, а группа депутатов Госдумы, практикующих адвокатов, членов общественных организаций, представителей органов опеки, прокуратуры, следственного комитета, судей, частных детективов подготовили набор конкретных предложений как по улучшению правоприменительной практики, так и по совершенствованию законодательной базы.
Также во встрече принял участие заместитель исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик. Ведь работники частных охранных предприятий, несущие дежурство в образовательных организациях, также периодически сталкиваются с отголосками семейных «войн». Бывает так, что после конфликта и споров о том, с кем должны остаться дети, родители спешат в школу или детский сад, чтобы как можно скорее забрать ребенка и увезти с собой.
Далеко не всегда такие посетители находятся в адекватном состоянии, также могут иметь при себе оружие или другие опасные предметы. Например, в марте 2018 года ранее судимый за разбой родитель одной из учениц после конфликта, возникшего на фоне семейных неурядиц, пришел в школу с топором. Находясь в очевидно нетрезвом состоянии, заявил, что хочет забрать ребенка. Суть всех его претензий был непонятна, но в какой-то момент он с размаху вонзил топор в стол охраны. Только благодаря тому, что на посту находился работник охраны, которая думала, что в школе находятся другие дети, обладала достаточными знаниями и выдержкой, удалось убедить его выйти из здания, а с помощью скрытной активации кнопки экстренного вызова полиции вызвать правоохранителей.
В ноябре 2019 года один из родителей заявился в детский сад с травматическим пистолетом. В этом случае он также был остановлен работником охраны.
Как отметила частный детектив Екатерина Шумякина, если ребенок был увезен одним из родителей, то потом, даже после принятия соответствующего решения суда, найти и вернуть его бывает очень сложно. Беда и в несовершенстве законодательной базы, и в недостатках деятельности правоохранительных органов, органов опеки. В конечном итоге, «воюют» супруги, а страдают от этого их дети.
Учредитель центра содействия реализации родительских прав «Защитники детства», директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова рассказала, что В 2018 году российские суды рассмотрели 17 503 дела по спорам, связанным с воспитанием детей, из которых удовлетворено 15 188. Исполнено 37 процентов от находившихся в производстве, а 63 процента остались неисполненными. Предусмотренные действующим законодательством меры ответственности не работают.
На встрече присутствовали родители, которые поделились своим печальным опытом: не один год они потратили на то, чтобы вернуть похищенных детей, вложив в это массу сил и средств. К сожалению, иногда безрезультатно.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция, где отражены предложения собравшихся. Во-первых, это приведение российских правовых актов в соответствие с положениями ратифицированной Россией Гаагской Конвенцией от 25 октября 1980 года, определяющей ситуацию, при которой «удержание силой или хитростью общего ребенка одним из родителей, в результате чего второй родитель лишен возможности общаться с ребёнком, заботиться о нём и исполнять в полной мере свои обязанности» трактуется как похищение. Также речь идёт об усилении ответственности за обозначенное выше деяние и о придании дополнительных полномочий таким органам, как служба судебных приставов, по отношению к лицам, злостно уклоняющимся от исполнения решений суда.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»
Видео: ren.tv