CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Работники ООО ЧОП «Эскарп 43», ООО ЧОП «Альтаир» и ООО ЧОП «Спец-Групп» 3 ноября стали гостями экспозиции «Подвиг Народа».

Одним из участников экспозиции был восьмилетний Александр Овчаренко. Во многом именно на то, чтобы увлечь историей родной страны подрастающее поколение, направлены усилия создателей экспозиции. Саша, несмотря на юный возраст, все полтора часа экскурсии с удовольствием слушал экскурсовода. «Было классно! —  не сдерживает свои эмоции мальчик. — Особенно в Брестской крепости. Очень реалистично! Как будто мы правда попали в то время».

Его мама Мария Овчаренко добавляет:

— Теперь очень хочу, чтобы все мои близкие посетили экспозицию. Это нечто! В некоторые моменты невозможно было сдержать слезы. На такую экспозицию обязательно нужно найти время.

В начале ноября Музей Победы подготовил для посетителей новые выставки и лекции. Дополняя основную экспозицию, они посвящены искусству в годы войны и расскажут о том, как влияли на боевой дух советского народа писательское перо и кисть художника.

Частью онлайн-программы является выставка «Военный плакат». Пожалуй, самым известным из них является агитационный плакат «Родина-мать зовет!», созданный художником Ираклием Тоидзе. В удивительной силы рисунке удалось точно уловить дух всего народа. Тоидзе обладал уникальным творческим приемом: изображение человека он начинал с глаз и только затем добавлял другие черты и овал лица.

Плакат начал писаться буквально в первые часы войны. Тоидзе сидел в своей мастерской, когда его жена услышала сообщение о нападении нацистов. Она вбежала в мастерскую с отчаянным криком: «Война!» Тоидзе почувствовал невероятную эмоциональную силу момента и воскликнул: «Стой так и не двигайся!» Работа началась немедленно. Плакат был готов к утру, а уже через пять дней вышел из типографии.

Знаменитым фронтовым художником был Павел Кирпичев. Бригады живописцев направляли в действующую армию, чтобы запечатлеть ее историю. О них повествует выставка «Фронтовой портрет. Судьба солдата».

Как-то Павел Кирпичев в сопровождении двух солдат отправился рисовать подбитый фашистский танк. Вдруг из-под машины вылез прятавшийся там немец. Солдат ничего не успел предпринять — тут же был убит одним из красноармейцев. Художник был потрясен: он никогда не видел так близко гибель человека. Немец снился ему несколько ночей, пока Кирпичев не вернулся на то место и не похоронил его. Перед этим он собрал личные вещи солдата, надеясь когда-либо вернуть близким убитого.  В кармане он нашел фотографию, которая поразила его: на ней точно так же, как сам Кирпичев стоял в это мгновение над мертвецом, стоял этот немец над убитым русским солдатом… Вещи художник хранил до 1994 года, пока чудом не отыскал племянника немца.

Рисковали наряду с красноармейцами фронтовые кинооператоры. Снять хронику Сталинградской битвы было поручено лауреату пяти Сталинских премией, режиссеру Леониду Варламову. Съемки велись прямо в разгар боев. Когда операторы прибыли на командный пункт, их встретил там Георгий Константинович Жуков.

— Это еще что такое? — спросил Жуков. Операторы бодро рапортовали, что по поручению режиссера хотят снять его для фильма о Сталинградской битве. Жуков ответил: — главный режиссер тут я, и делать съемки надлежит не здесь, а вон там… — маршал указал в сторону «Логова смерти» — глубокого оврага у завода «Красный октябрь», где не смолкали бои. — Отправляйтесь туда и там снимайте героев битвы…

Операторы запечатлели настоящие сражения, находясь на передовой. Один из них был контужен, когда подбили танк, в котором он находился. Другой погиб. В фильм вошли перевернутые кадры — это камера выпала из рук сраженного пулей оператора.

Их коллегой была фотограф Галина Санько. Она тоже бесстрашно снимала в разгар боев. Когда ей дали задание сфотографировать подбитый немецкий танк, проползла на нейтральную полосу и сделала снимки: щелчок затвора — выстрел из вражеского окопа; еще щелчок — снова выстрел. После заката также по-пластунски вернулась к своим.

В Сталинграде снимала на лютом морозе, отчего корпус фотоаппарата примерзал к коже. Бойцы, ценившие ее честную хронику, сшили ей меховую маску.

Интересен эпизод, произошедший во время освобождения Латвии. Санько находилась в первых рядах бойцов при форсировании реки Айвиексте. Атаку повела за собой простая санитарка Лиесма Мелюнас, под огнем переплывшая реку. Санько сфотографировала храбрую девушку. Так о подвиге узнала страна, а пример санитарки вдохновил многих латвийцев добровольцами вступить в Красную Армию.

Искусство служило не только для поднятия боевого духа, но и для практической пользы бойцов. Советский прозаик Константин Симонов написал заметку о героях-бронебойщиках, остановивших атаку тридцати танков. В то время в армии распространилась «танковая боязнь». Даже закаленным бойцам было не по себе выходить против бронированного чудовища с противотанковым ружьем и коктейлем Молотова. Но после серии статей о подвигах бронебойщиков солдаты начинали верить в свои силы. В политуправлении на Сталинградском фронте резюмировали: «танковая боязнь на Сталинградском участке ликвидирована».  

Симонов был неутомимым корреспондентом, и исходил множество фронтов. Видел войну из окопов в осажденной Одессе и на Карельском фронте, в Сталинграде и Берлине. Однажды даже участвовал в боевом походе подводной лодки на Черном море!

Многое повидавший писатель размышлял о секрете солдатской русской души. «Когда наш солдат видит карту своей родины, значительная часть которой сейчас захвачена, он никогда, ни при каких обстоятельствах, в самые тяжелые дни — в дни отступлений, — не может помириться с тем, что так и будет. Когда он отступает, он говорит, что это только пока; когда он сидит в обороне, он знает, что это только пока; когда он наступает и отбивает у немцев одну деревню, он говорит себе: пока одну, потом следующую. И он готов пожертвовать жизнью для того, чтобы взять эту следующую деревню. Армия, которая сохранила, воспитала и укрепила в себе такой дух в дни небывалых испытаний, — такая армия победит!»

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»