CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Работа охранника нередко бывает сопряжена с риском для жизни. Сотрудник ООО ЧОП «Альтаир», входящего состав в СРО Ассоциация «Школа без опасности», Александр Шевякин был на посту, когда начался сильный пожар.

В том же здании, что и школа, которую охраняет Александр, находится детский сад. Ребятишек только-только уложили спать. Была редкая спокойная минута суетного буднего дня, когда к посту подошла библиотекарь. Как будто еще не до конца уверенная в происходящем, она сказала: «Кажется, у нас что-то горит…»  

В тот же миг, словно среагировав не на дым, а на ее слова, сработала пожарная сигнализация. Александр не растерялся: быстро сориентировался, схватил огнетушитель и помчался на место, где находился очаг возгорания.

Дым валил из подвала. В школе как раз шел ремонт. Здесь складировали лакокрасочные материалы — десятилитровые канистры. На каждой — ромбовидный знак с костром — огнеопасно. Рабочие выбегали наружу. А Александр единственный бежал внутрь, сквозь густой дым, травящий воздух горящей химией. К счастью, на каждом посту есть противогаз, надеть его — пара секунд.

Канистры ярко полыхали, огонь быстро разрастался. Целый баллон огнетушителя ушел на то, чтобы сбить пламя с одной канистры. А оно уже перебросилось на следующие взрывоопасные емкости.  Александр действовал рефлекторно. Он схватил загоревшуюся канистру и, несмотря на сильный жар, выбросил ее на улицу. Только одно имело значение: чтобы не рвануло в здании, где могли оставаться дети.

Между тем, пожар внутри продолжался. Без огнетушителя было не справиться. Александр побежал за новым баллоном. В то же время рабочие по его примеру присоединились к борьбе с огнем. Но они сделали серьезную ошибку: стали заливать пожар обычной водой. Вернувшись с огнетушителем, Александр исправил их ошибку и погасил пламя. Но очаг еще жил. Окончательно с ним справились только прибывшие пожарные. Охранник свой долг выполнил: дети не пострадали.

Официальное заключение — короткое замыкание. Возгорание возникло в неудачном месте и в неудачное время — ремонт. Огонь быстро перекинулся на лакокрасочные материалы.

— В тот момент страшно не было, — рассказывает Александр. — Страшно стало потом. Я представлял, что было бы, если б все эти канистры рванули. Я бы погиб. К счастью, температура не успела достичь той точки, за который произошел бы взрыв. Повезло.

Не первый раз в жизни Александр смотрит в глаза смерти. За его плечами годы службы в спецподразделении силовых структур. Он и сегодня не вправе многого рассказывать о том времени. Лишь короткими, общими фразами: служил, прошел особую подготовку, не раз бывал в командировках в горячих точках.

Потом он ушел на пенсию. Малая его родина — Курская область. Работу здесь найти можно, да только зарплата такая, что и на себя едва хватит. А у него жена, трое детей. Поехал в Москву и попробовал себя в частной охране. Любопытно, что ему, боевому офицеру, пришлось доказывать право на ношение оружия. «Учиться» им владеть, уже умея владеть не то, что пистолетом и автоматом, но и теми видами оружия, которыми, к счастью, частным охранникам пользоваться не приходится. Но таков закон.

Место новой службы нашлось здесь, в одной из школ Щукинского района. Девять лет назад он заступил на этот пост, да так и остался. В новое дело влился быстро, с администрацией сложились хорошие отношения, руководство ЧОО его работу ценит. 

Одно время в школе еще не стояли турникеты, и родители все стремились забежать за своими чадами в школу. Ведь их ребенок не способен самостоятельно провести лишнюю минуту! Это было бы забавно, если бы утреннее столпотворение не давало шанс проникнуть в школу постороннему. Шутка ли: полтысячи детей да несколько десятков обеспокоенных взрослых. Конечно, объяснить ситуацию можно каждому, да только пока со всеми переговоришь… С появлением турникетов стало куда проще. Для родителей их наличие уже понятное  и привычное правило допуска в школу. Проблемы возникают только с теми, кто отдает ребенка в первый класс. С большинством из них охрана уже знакома — те приводят детей на дошкольные занятия. Но некоторые впервые встречаются с современной системой безопасности и не сразу ее признают. «Что остается? — пожимает плечами Александр. — В вежливой, деликатной форме объясняешь: это не моя прихоть и не прихоть администрации школы. Все это ради безопасности детей. Люди это в конце концов понимают».

За девять лет охрана очень изменилась. «В этой сфере стало больше порядка, — уверен Александр. — Внимательнее стали относиться к подбору кадров. Человека с улицы в нашей профессии сегодня не встретишь. Возрос уровень подготовки. Более нацеленным стал контроль над нашей работой. Исчезли предприятия-однодневки. На этом рынке остались серьезные компании, готовые работать».

Особенно сильно изменилась техническая база охраны. Девять лет назад все оборудование, которое было у охранника — это деревянный стол и папка. Сегодня его рабочее место пополнил ряд экранов, на которые сводятся показания многочисленных датчиков, предупреждающих возникновение пожара и проникновение через периметр, а также системы видеонаблюдения, которая неоднократно помогала возвращать владельцам утерянные вещи и выявлять подозрительных людей, зашедших на территорию.

Но по-прежнему в центре охранного комплекса остается человек и его навыки. Как-то раз Александр отправился на вечерний обход. На одной из лавочек сидело трое парей с пивом. Александр, указав на то, что распитие пива на территории школы запрещено, вежливо попросил их: «Уважаемые, покиньте территорию». Один из них был, похоже, из «сидевших». Сквозь зубы он процедил: «Слышь, ты, мусор, отвали».

Подготовка, полученная Александром много лет назад, умение вести поединок — это навыки, которые уже не отнять. Они впитались в рефлексы. Схватка с тремя хулиганами — не проблема. Но есть правило, которое вписано прежде любых правил боя: если можно сгладить конфликт — нужно его сгладить. Александр спокойно настоял на своей просьбе. Но разогретый алкоголем хулиган не привык решать споры словами. У него не было никаких правил. И он попытался ударить охранника.  «Если ты все-таки проводишь прием, то проводи его до конца, — поясняет Александр. — Чтобы человек не продолжал драку». Спустя несколько мгновений те, кто попытался атаковать, больше об этом не помышляли. Третий вовремя сообразил, что поле боя проиграно, и виднелся где-то в районе выхода, убегающим со всех ног. Вскоре нападавшие были переданы полиции.  

Вообще, это район спокойный. Александра здесь многие знают, здороваются, встретив на улице: родители учащихся, сотрудники полиции — с ними у охраны тесный контакт.

Недавно он проводил сына в армию. Ушел тот в ВДВ. О прежней службе Александр много не рассказывал даже сыновьям, но кое-какими навыками поделился. Он считает, что в армии должен отслужить каждый мужчина. Тем более что сейчас это всего один год.

— Напутствуя сына, сказал ему, может, и банальные, но, на мой взгляд, верные слова: «Служи честно, не подставляй никого, за чужие спины не прячься».

Александр уверен, что его сын будет следовать этим словам, как сам он следует им в жизни и в службе.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»