CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!» посетила новая группа работников охраны. На сей раз участниками экскурсии стали представители ООО ЧОП «Спектр» и ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ».

— От экскурсии остались прекрасные впечатления, — делится своим мнением Юрий Лебедь (ООО ЧОП «Спектр») — Это уже пятая экспозиция, которую я посещаю, и ни разу мне не пришлось уйти из Музея разочарованным. Сегодня тоже масса запоминающихся вещей: начиная от рассказа экскурсовода до воссозданного антуража тех тяжелых лет. Хорошо показано, как люди жили, невзирая на бомбежки, как отдыхали в минуты тишины и как сражались. Остаться равнодушным невозможно. Конечно, увидеть это нужно — это наша история.

Предыдущая экскурсия стала поводом рассказать о радиоигре «Монастырь», начавшейся в разгар Битвы за Москву. Эта операция позволила советской разведке обвести вокруг пальца германский Абвер, выявить десятки диверсантов и даже заставить вермахт перебросить дивизии из-под Сталинграда для отражения несуществующего наступления на другом фронте.

Радиоигра имела прямое продолжение. На сей раз вместо подпольной монархистской организации НКВД подложил немцам целую дивизию.

Шел 1944 год, время операции «Багратион». Группа армий «Центр» терпела крушение в Белоруссии. Красная Армия сабельными ударами рассекала немецкие части и перемалывала их в котлах. В тот период в белорусских лесах и болотах разрозненные подразделения гитлеровцев пытались тщетно вырваться из окружения. Их бедственное положение и послужило идеей для новой операции разведки.

Как считают исследователи архивов СВР, с предложением воспользоваться ситуацией для следующей радиоигры выступил Сталин. Почему бы не начать передавать дезинформацию в Берлин от имени одной из только что разбитых немецких частей? В условиях дезорганизации немецких войск в Белоруссии правду от вымысла отличить было бы трудно. Замысел был обсужден с руководителями советской разведки, в том числе Павлом Судоплатовым. Он и возглавил операцию, получившую название «Березино».

Александр Демьянов, главное действующее лицо операции «Монастырь», перед тем как предыдущая радиоигра была свернута, передал немцам, что в районе реки Березино сохраняет боеспособность группировка вермахта численностью в несколько тысяч человек. Во главе с «героическим» подполковником Генрихом Шерхорном она будто бы сковывает значительные силы Красной Армии, но ее возможности на исходе и она остро нуждается в поддержке.

Генрих Шерхорн в это время мог лишь вспоминать о былых схватках, доедая паек военнопленного в лагере под Красногорском. И реальной «его» частью с недавних пор была оперативная группа сотрудников НКВД во главе с контрразведчиком Михаилом Маклярским, руководившим всеми действиями германского офицера в ходе радиоигры.

Немцы, разумеется, не поверили поступившим сообщениям на слово. В район, якобы контролируемый людьми Шерхорна, были направлены два разведотряда, о чем не был предупрежден ни, само собой, подполковник, ни даже, казалось бы, надежный агент «Макс», он же Демьянов.

Однако Судоплатов понимал, что Абвер может рискнуть своими агентами и устроить проверку. Лес в районе расположения вымышленной группировки Шерхорна был надежно блокирован. Оба немецких отряда советские контрразведчики застали врасплох и сумели захватить вместе с кодами. Так что вскоре проверяющие в своих шифровках полностью подтвердили легенду, после чего немецкое командование попросило передать координаты для сброса припасов.

Сперва были переправлены через линию фронта радисты. Они встретились с Шерхорном, привезенным для такого случая из лагеря, и поведали ему, что о его славном сопротивлении доложено Гитлеру и Герингу. Немецкое командование предложило разделить группировку на три части и выводить их из окружения по отдельности. НКВД через Шерхорна охотно согласился: теперь немцы должны были открыть сразу три канала снабжения несуществующего войска. Радисты между тем были перевербованы и включились в советскую игру, придав легенде еще большую убедительность.

Удивительное путешествие окруженной, но никак не сдающейся немецкой группировки началось. Командование вермахта исправно сбрасывало ей вооружение, продовольствие, деньги и даже людские подкрепления. Шерхорн, докладывавший о своих подвигах под диктовку Маклярского, стал появляться в пропагандистских материалах гитлеровцев и был произведен в полковники.

В то же время стремительное продвижение Красной Армии постепенно сделало легенду несколько натянутой. Гитлеровцы отступили из Белоруссии, потеряли Польшу. Бои уже шли в Германии, а непобедимая группировка Шерхорна продолжала бесконечно выбираться из окружения. Естественно, все это вызывало подозрения в Берлине, и навстречу этому войску поочередно было направлено несколько агентов для проверки достоверности радиосообщений. Однако советская разведка не дремала и успешно отловила каждого. Часть из них была перевербована и подкрепила пошатнувшуюся легенду.

Даже в период окончательного краха Рейха немецкое командование изыскивало средства для поддержки Шерхорна. Последняя поставка была осуществлена 17 апреля 1945 года и содержала «Рыцарский крест» для непобедимого полковника. И лишь 5 мая ему была направлена последняя радиограмма, драматически гласившая, что возможности по снабжению его солдат исчерпаны.

Как сообщалось в переданной в Государственный комитет обороны докладной записке, за несколько месяцев для снабжения этих воображаемых героев противником было совершено «67 самолетовылетов и сброшено 25 германских разведчиков, 13 радиостанций, из которых 7 включены в игру с немцами; 644 места различного груза, в том числе 615 комплектов зимнего обмундирования; 20 пулеметов МГ-42; 100 винтовок и автоматов; 35 пистолетов; 2000 гранат; 142 тысячи патронов; более 2,5 тонны различных мясопродуктов; 370 кг шоколада; 4 тонны хлеба; 400 кг сахара; 100 бутылок вина и прочее. Кроме того, было прислано 2 258 330 рублей».

Т.н. «ас диверсантов» Отто Скорцени не поверил, что он со своими коллегами начисто был переигран разведкой СССР, даже когда правда о группировке появилась в советской прессе.

Генрих Шерхорн был репатриирован в ГДР и тихо провел оставшуюся жизнь в Саксонии.

Михаил Маклярский после войны окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького и стал успешным детективным писателем. Едва ли читатели подозревали, что некоторые из закрученных сюжетов его книг и сценариев имеют основу в реальных операциях советских разведчиков.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»