CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Представители ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ», ООО «ЧОП «АЛЬТАИР» и ООО ЧОП «ЭСКАРП 43» 20 июля посетили экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!»

Участники экскурсии поблагодарили руководство СРО Ассоциация «Школа без опасности» за организованное посещение Музея.

— Здорово, что есть такая возможность, — говорит Эльвира Суворова из ООО «ЧОП «АЛЬТАИР». — Выйдя из Музея, я пожалела, что не пришла сюда раньше. Мы были с сыном. Ему 22 года, и он тоже остался от экспозиции в восторге. Так что создателям удалось найти подход к самым разным поколениям. Прошлое воспроизведено в таких деталях, что здесь не воспринимаешь его как нечто отдаленное, и от некоторых моментов подступают слезы.

Музей Победы открывает новое в, казалось, знакомых с детства страницах истории. Например, когда мы вспоминаем о танках Великой Отечественной войны, то, конечно, в первую очередь представляем Т-34. Однако основным боевым танком он стал уже после Битвы за Москву. А вот в ее разгар главной бронемашиной наших войск был Т-60.

Постановление ГКО №179сс «О производстве легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша» было подписано 17 июля 1941 года. Предшествовала этому документу несколько запутанная история. Предком Т-60 был слабый Т-40, недостатки которого в бронировании и особенно вооружении (вместо пушки он полагался на пулемет) стали ясны с первых дней войны. Поэтому было принято экстренное решение заменить его на Т-50 с усиленной броней и пушкой.

Задача была поставлена перед Московским 37-ым заводом (перипетии истории превратили его в сегодняшний Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи). Но главный конструктор предприятия Николай Астров понимал, что без реконструкции производственных мощностей его завод такую машину попросту не осилит — она была слишком громоздкой: не выдержали бы заводские краны, корпуса не уместились бы в цехах, не годились станки.

И Астров принял рискованное решение: инициативно переделать под требования актуальной войны старый Т-40. Всего за две недели он подготовил не только чертеж, но и металлический макет. В качестве орудия на танк можно было после некоторой переделки поставить ШВАК — авиационную автоматическую пушку калибра 20 мм. Это, конечно, не 76-мм танковая пушка Т-34, но легко- и даже некоторые среднебронированные цели она пробивать умела. В конце концов, «Тигров» и «Пантер» пока на фронте не было.

Кроме позаимствованной у авиации пушки, Т-60 полагался автомобильный двигатель ГАЗ-11 (в танковой версии он был дефорсирован до 70 лошадиных сил и стал называться ГАЗ-202). И это тоже оказалось удачным решением: двигатель был очень надежным, ресурсоемким и легким в ремонте.

Продуманная наклонная броня повысила живучесть машины. А еще он был очень низким — всего 173.5 см (самый низкий танк войны!), что делало его удобным для засад.

В августе Астров передал письмо Сталину, в котором обосновывал невозможность выполнения в срок постановления ГКО (посыл рискованный) и предлагал рассмотреть чертежи своего танка. Уже на следующий день нарком танковой промышленности Малышев был на заводе и осматривал макет. Еще через день было принято решение отменить выпуск Т-50 и сосредоточиться на Т-60.

От первого взмаха карандаша по чертежу и до нового постановления, которое предопределяло расстановку сил в грядущих танковых баталиях, прошло всего три недели.

Но танк еще нужно создать. И не один — сотни, тысячи! «Надо ли говорить, сколь короткий срок определили нам на доработку, размножение, рассылку чертежей, — вспоминал Астров. — КБ действовало круглые сутки, отдыхали, уткнувшись носами в чертежные столы. Не прерывались и при бомбежке, а когда бомбы падали близко, девочки-копировщицы плакали от страха. Слезы капали на сделанные тушью кальки, получались черные лужи — приходилось копировать снова».

Опытный образец был создан незадолго до Битвы за Москву. Основным производителем Т-60 должен был стать Харьковский танковый завод, на долю которого приходилась серия из 3500 машин. Но к началу выпуска завода в Харькове уже не было — его эвакуировали на Урал, и цеха еще нужно было восстановить. Эвакуирован был и завод № 37.

Астров лично перегнал Т-60 на новое производство, организованное в Горьком на ГАЗе. Эту поездку зачли за ходовые испытания. Позже он говорил: «Болезни выжидания, опасения, часто надуманные, еще не владели людьми. Конструкторам верили все — от директора завода до последнего уборщика, и трудились беззаветно, не считаясь ни со своими силами, ни с временем».

С конца октября машины стали сходить с конвейера ГАЗа и отправляться на фронт. Сперва выпуск был низким: по одному танку в день, тогда как единственное небольшое сражение могло забрать их с десяток. Но затем ситуация выправилась: до конца года было выпущено больше тысячи Т-60.

Конечно, это был, скажем так, «вынужденный» танк. Простой, маленький и юркий, он больше годился для разведки, чем для боя. Но лучше было иметь такой танк, чем никакого. Жизни тысяч солдат, спасенных его броней от очереди крупнокалиберного пулемета и осколков, лучшая оценка творению Астрова.

Экспозиция «Битва за Москву. Первая Победа!» дает понять, как жили и трудились люди в то сложное время. Анатолий Журавлев (ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ») делится своим мнением:

— Когда заходишь в первый зал, московскую квартиру тех лет, то проваливаешься в прошлое. Работники Музея очень хорошо воссоздали обстановку. Если видишь окоп, то он даже не кажется декорацией: мерзлая земля, погнутые патроны, комки грязи — воспринимаешь все полной реальностью. Мой дедушка прошел войну и с Германией, и с Японией. Умер он не так давно. И ощутить хотя бы тень того, что довелось пережить ему, это удивительный опыт.

 Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»