CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

24 августа экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа» посетили работники ООО ЧОО «Рубеж СБ», ООО ЧОП «ЭСКАРП 43» и ООО ЧОО «Спец-Групп».

Анатолий Абасов из ООО ЧОО «Рубеж СБ» поделился своими впечатлениями.

— Удивительное ощущение, войдя в Музей, попасть на улицы Москвы 40-х годов, увидеть подъезд, квартиру того времени. Экскурсия здорово переносит в ту атмосферу. При этом здесь удачно применены такие современные технологии, как голографические инсталляции, которые работают на погружение в историю. Эти технологии сочетаются с возможность прикоснуться, например, к оружию тех лет. Словом, эмоции после экскурсии фантастические.

Битва за Москву неразрывно связана с другим грандиозным сражением — Ржевской битвой. На огромном пространстве с осени 1941 до весны 1943 года решалась судьба столицы, страны и всего мира. Почти непрерывные бои охватили множество деревень, сел и городов. Близ одного из таких населенных пунктов, Зубцова, что стоит на Золотом кольце, расположено одно из крупнейших захоронений советских воинов — 15000 человек лежит в этой земле. Город был освобожден 23 августа.

В 1941 году Зубцов и Ржев имели равное значение в приказах командования вермахта, и 9-й армии предписывалось захватить их любыми имеющимися в ее распоряжении силами. Война пришла в город внезапно, как волна цунами: в сентябре — первые бомбардировки, в октябре — оккупация.

Почти на год населенный пункт оказался под властью гитлеровцев. Только вокруг этого небольшого города немцы сожгли дотла 116 деревень. Все хозяйства были сразу разграблены. Жители остались без пропитания, и более двух тысяч человек умерло от голода. Об отношении просвещенных европейцев к людям свидетельствует воспоминание местного жителя Владислава Лощагина, который был тогда ребенком.

На одной из улиц он увидел немецкого офицера. Тот играл на губной гармошке. Рядом с ним остановился старичок и попросил милостыню. Для него это был единственный шанс пережить зиму. Немец не обращал на него внимания. Думая, что тот не понимает его просьбу, дедушка еще раз протянул к нему руки. Офицер отложил гармошку, вытащил револьвер и застрелил старика, после чего продолжил играть.

Всего за время оккупации в этом не самом крупном райцентре погибло более восьми тысяч человек.

В районе действовало несколько партизанских отрядов. Те мужчины, которые не ушли в армию, были убиты или угнаны на каторгу, так что ядро бойцов составили ребята 16-17 лет. Они ухаживали за раненными, помогали красноармейцам выйти из окружения, собирали оставшееся в местах боев оружие. Многие подростки были схвачены, замучены и казнены.

Летом 1942 года в продолжение контрнаступления под Москвой советское командование разработало новую операцию. Левый фланг Калининского фронта (командующий И. С. Конев) и правый фланг Западного фронта (командующий Г. К. Жуков) должны были сходящимся ударом разбить 9-ую армию В. Моделя и освободить Ржев и Зубцов, выйдя к берегам Волги и ее притока Вазузы.

Замысел был несколько амбициозным: уже на второй день предполагалось ворваться во Ржев. Но вермахт 1942 года, хоть и получил болезненный удар под Москвой, оставался мощной силой, которую еще нужно было разбить под Сталинградом и на Курской дуге.

На острие нашей атаки в направлении Ржева были 30-ая и 29-ая армия. Им противостояли восемь пехотных и три танковых дивизии немцев, подготовившие прочную оборону, оборудованную минными заграждениями и дзотами.

Как всегда, на высоте была наша артиллерия, смешавшая передовые позиции немцев с землей, что позволило пехоте продвинуться на 4-5 километров. Однако недавние ливни превратили дороги и поля в кисель. Пушки безнадежно застряли и не смогли поддержать дальнейшее наступление.

Конев докладывал Сталину: «Боевые действия проходят в исключительно трудных метеорологических условиях. Сильные дожди, которые не позволили полностью использовать авиацию и танки, сорвали также подвоз боеприпасов… В результате темпы наступления резко снизились, что позволило противнику усилить второй оборонительный рубеж…»

Тем не менее, красноармейцы в этих тяжелейших условиях сумели продавить оборону немцев и выйти на северо-восточные окраины Ржева. Фашисты каждый каменный дом превратили в крепость, расставив на нижних этажах орудия, на верхних — пулеметы. Вновь слово Коневу: «… бои за Ржев по-прежнему носят исключительно напряженный характер, противника приходится буквально выживать и истреблять в его дзотах и траншеях. Особо ожесточенные бои шли на участке главной группировки, где происходило буквально перемалывание живой силы противника». Сражение за Ржев продлилось еще несколько месяцев.

Жуков в это время нацелил на Зубцов 31-ую и 20-ую армии. Им противостояли не только две пехотные и две моторизированные дивизии вермахта, но еще и три танковых в качестве резерва. Враг создал сеть укреплений по окраинам населенных пунктов и лесов. Нашим же предстояло преодолеть открытую местность и водные преграды, чтобы добраться до позиций противника. Вновь испортили подготовку ливни, превратившие реки в бурные потоки, которые снесли временные мосты. 

Немцев 4 августа пробудила артиллерийская канонада. После ее окончания вражеские позиции атаковала пехота. Первая линия обороны немцев была прорвана. Гарнизон Погорелого Городища, что западнее Зубцова, был окружен и уничтожен. Немцы отходили по тропам и грунтовым дорогам; не давая им передышки, их неотступно преследовали наши войска. Каждая колея и просека превратилась в протяженное поле боя.  

Вспоминает участница войны Антонина Гордеева, которая вместе с 31-ой армией она прошла путь от Калинина до Восточной Германии.

«…И вот мы ехали в Зубцов. И немцы к нам приехали на мотоцикле, двое. А впереди ехала штабная машина, они за ней. У меня пистолет ТТ был, нас ещё в школе учили стрелять. Я в висок одному попала, и он упал — убила. И как плакала потом… Приехали, госпиталь развернули, и я в слёзы — как это, мне не полных 18 лет, а я человека убила? Фашист, не фашист — всё равно.

А потом уж в Ржев приехали, а там они и в колодец детей бросали… Двоих наши достали. И в сарае закрывали, поджигали – тоже наши санитары спасти успели, один там дед погиб. И так потом — чего это я фашиста убила и плакала? А они-то что творят! Наши уже в Восточной Пруссии детей их кормили. Фашизм есть фашизм».

У Жукова тоже был танковый резерв, но размякшие от дождей поля не позволили тому действовать активно, что вызвало гнев командующего: «Наши части, не продвигаясь вперед, дают врагу время на организацию сопротивления. Особенно преступно действуют 6-й и 8-й танковые корпуса, болтаясь в тылах пехоты, неся потери, не выполнили до сих пор ни одной поставленной задачи».

Построенные через Вазузу переправы снесло, что также застопорило наступление. В результате, что наши, что немцы, с переменным успехом борясь с погодой, сталкивались не там, где это предусматривалось планами, а там, где не унесло понтон или где выдержала ливень грунтовка. И все же советским войскам удалось удержать на Вазузе несколько плацдармов и продолжить продвижение.

До конца августа 31-ая и 20-ая армия вели методичное наступление, выгрызая по 2-3 километра в день. 23 числа красноармейцы сумели выбить немцев из Зубцова. На этом успехе наступление в целом затихло.

Всех целей в ходе операции достичь не удалось, однако сражение, разгоревшееся в августе в районе Ржева и Зубцова, заставило немецкое командование перебросить сюда подкрепления, которых 2-ая танковая армия вермахта не досчиталась под Калугой. Там должна была проводится операция «Вирбельвинд» — план разгрома советских войск на т.н. «Сухиничском выступе» с последующим продвижением к Москве через Козельск и Калугу. Но, действуя своими силами, 2-ая танковая армия расшиблась о Красную Армию с таким треском, что операция никогда с тех пор не упоминалась в записях начальника немецкого генштаба Гальдера, обычно словоохотливого. А выстоять своим товарищам под Калугой помогли красноармейцы, воевавшие на размокших полях под Зубцовым.

Для многих посетителей Музея Победы история Великой Отечественной войны — это история их близких. Бабушка Елены Семеновой (ООО ЧОО «Рубеж СБ») собственными глазами видела то, о чем рассказывается в залах экспозиции. Она несла службу в отрядах ПВО Москвы и искала световым лучом вражеские самолеты в небе столицы. Музей Победы переносит нас в ту эпоху, правдиво и увлекательно рассказывая о грозных событиях войны. «Не представляю, чтобы кому-то в этом Музее не понравилось», — говорит Елена Семенова, побывав на экскурсии.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»