CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Работники ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ» и ООО «ЧОО «Рубеж СБ» 14 декабря в рамках организованной СРО Ассоциация «Школа без опасности» экскурсии посетили экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!».

Многие посетители отмечают, что эта выставка не только о прошлом. Роберт Акимов (ООО «ЧОО «Рубеж СБ») говорит:

— Перечисляя то, что запомнилось сегодня, можно, в общем-то, перечислить всю экспозицию. Здесь остро ощущаешь связь прошлого с настоящим. После экскурсии мы имели возможность посмотреть стенды, показывающие преступления националистов на Украине наших дней. В такой момент понимаешь, что рассказ о Великой Отечественной войне — это не только об истории, но и о нашем настоящем.

Грандиозность Битвы за Москву трудно уложить в уме. Интуитивно она мыслится чем-то, происходившим у границ столицы, хотя в действительности 5 декабря фронт загорелся на огромной протяженности: от озера Ильмень и чуть ли не до той самой Прохоровки, где позднее грянет знаменитое танковое сражение, такое далекое от Москвы.

На южном крыле контрнаступления советских войск лежало ядрышко, не разгрызя которое, нельзя было продвинуться и отдернуть фронт прочь, на запад. Это был древний город-крепость Елец, камни которого помнили еще нашествия половцев и Золотой орды. Немцы придавали ему сакральное значение, и его взятие стало одним из их последних успехов в 1941 году. Они подошли к нему 3 декабря. После двухдневных боев немногочисленные красноармейцы оставили город. В Германии объявили о крупнейшей победе. Но не прошло и дня, как берлинским пропагандистам наверняка захотелось стереть эти заголовки.

 Задачей Юго-Западного фронта было окружить и уничтожить группировку врага под Ельцом, разбить 2-ю танковую армию немцев и облегчить операции Западного фронта под Тулой.

На острие наступления находилась 148-я стрелковая дивизия полковника Филиппа Черокманова. До Революции он был простым крестьянином-батраком. Но, придя в Красную Армию в 1919 году, за пять лет вырос из рядового бойца до командира батальона. Его имя обычно теряется на фоне других ярких полководцев Великой Отечественной войны, а ведь это был сильный командир, Герой Советского Союза, прошедший все пламенные годы от западных границ до Берлина.

За плечами Черокманова были тяжелые летние бои в окружении, из которых он едва вышел живым. Был сильно ранен, кое-как, отбиваясь от преследования, добрался до колхоза. Его спрятал местный крестьянин. На целый месяц убежищем Черокманова стали сеновал да погреб. Когда раны затянулись, он сумел перейти линию фронта. Позже, в 1944 году, освободив со своей дивизией эти места, Черокманов найдет этого крестьянина, снимет со своей груди орден Красного Знамени и вручит его спасителю.

А за три года до этого, 6 декабря, он находится под Ельцом. Сила удара 148-й стрелковой дивизии оказалась для немцев, усыпленных недавним отходом советских войск от города, совершенно неожиданной. В течение суток бойцы Черокманова сумели закрепиться на окраине города. 8 декабря сражение кипело уже в центре Ельца.

Немцы сопротивлялись упорно и освобождать приходилось дом за домом. Улицы были окутаны дымом. Два дня земля тряслась от взрывов. Но уже 9 декабря последние немецкие солдаты покинули Елец. Меньше недели назад гитлеровцы торжественно прошли по его площадям. Теперь солдаты двух немецких дивизий своими телами усеяли его улицы и окрестные поля.  

Но это был только первый акт болезненного поражения вермахта. Пока воины Черокманова сражались в Ельце, 5-й кавалерийский корпус и 1-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Фёдора Костенко била во фланг немецкой группировки, грозя ей полным окружением.

Фёдор Костенко — еще один творец елецкой победы. Что интересно, он тоже был батраком, пойдя на эту тяжкую работу из-за бедности семьи. В Гражданскую войну вступил в кавалерийский полк Красной Армии. Боевого опыта набирался в боях против известнейших белых полководцев: Мамонтова, Шкуро, Деникина, Махно.

Появление его сил на под Ельцом также оказалось для командования вермахта полнейшей неожиданностью. Кавалеристы врезались в позиции врага так стремительно, что сумели прорваться в штаб немецкого корпуса, командиру которого спешно пришлось бежать на самолете.

О творящемся в рядах врага хаосе свидетельствовал и другой эпизод: под одной из деревень раненый красноармеец-пулеметчик Сивак, взвалив на себя пулемет, вышел на дорогу и положил несколько десятков гитлеровцев, которые без разбора отходили со своих позиций.

Кольцо окружения замкнулось. Ситуация для врага была столь отчаянной, что 15 декабря гитлеровский генерал Кохенхаузен, пытаясь поднять боевой дух своих солдат, лично повел их на прорыв. В результате столкновения с нашими кавалеристами он был убит, а остатки его дивизии разбежались по лесам.

К сожалению, в скором будущем погибнет и Костенко. Весной 1942 года он пропал без вести под Харьковом. Его останки удалось найти только в 2017 году. Но, будучи украинцем, сражавшимся за освобождение Родины от нацизма, Костенко Украине оказался не нужен. Прах генерала был захоронен с воинскими почестями на Федеральном военном мемориальном кладбище в России.

Елец стал первым крупным городом, освобожденным от противника в ходе Московской битвы. В результате этого наступления на какое-то время перестала существовать организованная оборона врага на пространстве от Тулы и почти до Курска. Правый фланг 2-й немецкой армии был ампутирован. Части Юго-Западного фронта продвинулись на 100 километров, попутно дав простор Западному фронту для его операций непосредственно под Москвой.

Чувствительный удар получил Гудериан, который собирался через Тулу бить на столицу, а теперь обнаружил подбрюшье своих войск оголенным. О собственном наступлении пришлось забыть. А среди наших войск пошла присказка: «Елец-удалец, отважный боец. Бивали там всякого не нашего Якова — от Тамерлана до Гудериана».