CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Представители ООО ЧОП «ПРОФФИ» и ООО ЧОО «Родикон» посетили экспозицию «Подвиг Народа» 28 июня. Участники поблагодарили СРО Ассоциация «Школа без опасности» за возможность побывать на интересной выставке.

Дмитрий Давыдов (ООО ЧОП «ПРОФФИ») назвал ее очень реалистичной и запоминающейся. «События, которым посвящен каждый зал, кажутся происходящими вживую. Особенные чувства возникают, когда идешь по Брестской крепости и площади перед Рейхстагом. Словно реально переживаешь мгновения той войны».

Рассказ о героях советского неба, начатый в июне, мы продолжим историей одного из лучших асов СССР — Султана Амет-Хана.

Отец его был лакец, а мать — крымская татарка. Детство его прошло в Крыму, в Алупке. Летать он учился в Симферопольском авиаклубе, откуда поступил в легендарную Качинскую школу летчиков, выпускниками которой были многие асы Империи, СССР и РФ.

22 июня 1941 года Амет-Хан встретил в 4-м истребительном авиаполку, что базировался под Кишиневом, так что с первых часов войны был в бою. Он ринулся в сражение на маленьком биплане И-153 и бесстрашно провел несколько штурмовок, бросаясь на нескончаемые колонны вражеской техники. Через три дня его полк перестал существовать — все воздушные машины и многие летчики погибли.

Амет-Хан продолжал службу в других частях и не раз отмечался за результативные штурмовые атаки и зоркую разведку. А вот своей первой воздушной победы ему пришлось ждать год. Она сразу прославила его. Это случилось под Ярославлем. «Харрикейн» Амет-Хана схватился с «Юнкерсом-88». Боезапас нашего истребителя был истрачен, а немецкий бомбардировщик все пер по небу, как летающий паровоз. Советский пилот не сдался: левой плоскостью самолета он шарахнул по врагу. Удар был такой силы, что собственный истребитель застрял в немецком фюзеляже. Пришлось прыгать с парашютом.

Позже гитлеровцев выловили из Волги. Как оказалось, это был опытный экипаж, за свою карьеру успевший повоевать над Парижем и Лондоном. Но над Ярославлем его наконец настигло возмездие. Амет-Хану передали слова возмущенных немцев: «Ваш летчик сбил нас не по правилам!» Амет-Хан только засмеялся: «Ишь ты! В нашем небе — наши правила!»

В характеристике на молодого летчика значилось: «Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провел бой с бомбардировщиком противника в сумерках».

Был известен его орлиный взор: Амет-Хан всегда первым в звене замечал противника. И тактика его походила на ту, что использует хищная птица: его самолет с высоты обрушивался на врага. Ценя эти качества, командование разрешило Амет-Хану нарисовать на фюзеляже самолета орла.

Сам же он свою тактику описывал просто: «Нового у нас в ней нет. Где видим врага, там и бьем».

Он сражался в Сталинградской битве, став признанным мастером воздушного боя. В числе лучших летчиков СССР он вошел в особый 9-ый гвардейский истребительный авиационный полк, созданный специально для борьбы с немецкими асами.

Амет-Хан участвовал в воздушной битве над Кубанью, освобождал Ростов-на-Дону, Мелитополь и родной Крым. В боях на Южном фронте он получил первую Звезду Героя.

Небо было его родной стихией, а воздушную технику он осваивал, как опытный наездник — непокорного мустанга. Как-то ему удалось принудить к посадке немецкий самолет разведки «Шторх». Оглядевшись в чужой кабине, Амет-Хан тут же разобрался в управлении и с ходу сумел совершить полет на незнакомой машине.

Было бы неправильно обойти тему депортации крымскотатарского народа, так как Амет-Хан стал непосредственным свидетелем тех событий — в те дни он приехал в Крым в отпуск. Бытует история, будто только заступничество Героя спасло семью от депортации, но это позднейшая выдумка. Никто не собирался вывозить семью, главой которой был лакец. Арестован был только младший брат, Имран, и тут была конкретная причина, не связанная с национальностью. Имран во время оккупации был членом вспомогательной охранной полиции — такими кардинально противоположными оказались судьбы родных братьев.

Амет-Хан, конечно, переживал за судьбу крымских татар. Прося вернуть их в родной край, он подчеркивал, что высказывается как «сын своего народа, вместе с тем беспредельно преданный Великой Родине, родной Коммунистической партии — гражданин СССР — сын советского народа».

Когда дагестанский поэт Расул Гамзатов спросил его о происхождении, Амет-Хан ответил: «Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Он сражался до самого конца войны. Последний бой Амет-Хан провел в небе над Берлином и сбил истребитель «Фокке-Вульф 190». Это было его 150-е сражение в воздухе. А всего он совершил 603 боевых вылета. На счету Амет-Хана 30 самостоятельно сбитых самолетов противника и еще 19 — в групповом бою, что вводит его в число самых результативных асов СССР. В июне 1945 года он стал дважды Героем Советского Союза.

Еще много лет он служил в авиации и после войны, став летчиком-испытателем.

В небе его жизнь и оборвалась. 1 февраля 1971 года при испытании нового реактивного двигателя под Егорьевском (Московская область) потерпел катастрофу Ту-16, которым управлял Султан Амет-Хан. Словно предчувствуя свою гибель, он незадолго до этого рассказал другу слышанную от отца притчу: «Когда старый орел чувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю».

Имя Героя пыталась присвоить себе современная Украина. Рада даже приняла решение назвать в его честь аэропорт Симферополя. Решение шизофреническое трижды: во-первых, оно было принято на фоне бешеной борьбы с советским наследием. Во-вторых, это было в 2015 году, и Симферополь уже находился в составе России. В-третьих, такой аэропорт есть — в Дагестане. Одно и то же название аэропорты носить не могут согласно всем международным правилам.

А вот в России прославленного летчика чтут не в пику кому-либо, а склоняясь перед его вкладом в защиту Родины. Его имя носят площадь и аэроклуб в Симферополе, улицы в Мелитополе, Алупке, Судаке и других городах. А в октябре 2015 года на здании штаба 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа в Ростове-на-Дону была открыта мемориальная доска, посвященная Герою.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»