CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Экспозицию «Подвиг Народа» 5 июля посетили работники ООО ЧОП «СТРОНГо», ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л» и ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ».

Та эпоха словно встает вживую, и события кажутся чем-то не прошедшим, а разворачивающимся прямо на глазах, — делится впечатлениями Ольга Аникина (ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л»). — Когда вернусь домой, расскажу об увиденном детям, чтобы и они обязательно посетили Музей. Коллегам, которым дается возможность побывать на экспозициибесплатно, обязательно стоит этимвоспользоваться.

5 июля мы вспоминаем Курскую битву, начавшуюся ровно 80 лет назад.  Музеем Победы подготовлено к этому дню множество тематических мероприятий, стендов, виртуальных выставок и лекций.

О ходе и значении Курской битвы, пожалуй, лишний раз рассказывать нашему человеку не нужно. Победа в грандиозном сражении позволилаСССР окончательно захватить стратегическую инициативу и продолжить освобождать страну, уже не отступаясь.

Мы же в цикле материалов о Великой Отечественной войне расскажем о людях, событиях и эпизодах битвы, которые могут быть не столь хорошо известны. И начнем с истории летчика-героя Александра Горовца.

Горовец был выходцем из белорусской крестьянской семьи. Авиацией он «заболел» еще в детстве. Он восторгался подвигами Чкалова и ребенком сам мастерил деревянные самолеты, удивлявшие старших точностью и мастерством исполнения. После службы в армии Горовец окончил Ульяновскую летную школу и стал трудиться инструктором аэроклуба в городе Шахты (Ростовская область). В этой работе он нашел себя: вскоре стал командиром звена, затем отряда, а в 1939 году был назначен начальником летной части аэроклуба.

Начавшаяся война с Германией потребовалавернуть в строй всех подготовленных летчиков, и Горовец 25 июня вновь был призван в армию.  

В течение нескольких месяцев он осваивал боевую технику и тактику. В 1942 году в небе над Кубанью состоялось его боевое крещение. В короткий срок он на своем истребителе ЛаГГ-3уничтожил 40 вражеских автомашин, 24 повозки с боеприпасами и даже вывел из строя паровоз.

Будучи одним из наиболее умелых летчиков, Горовец получил новенький истребитель Ла-5, подаренный колхозниками и колхозницами Горьковской области. На фюзеляже сделали надпись: «Эскадрилья «Валерий Чкалов» — в честь кумира детства Горовца. Пилотажное мастерство соединилось с одним из наиболее совершенных самолетов войны. На Ла-5 Горовец демонстрировал блестящие результаты и был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Но его главный подвиг был впереди.

88-й гвардейский истребительный авиационный полк, где служил Горовец, должен был сыграть важную роль в Курской битве. Немцы всеми скопленными силами обрушились на наши боевые порядки. Огромную опасность представляли их пикирующие бомбардировщикиЮнкерс Ju-87, от ударов которых танки вспыхивали, как свечки. Где пройдет звено этих хищников — там в обороне брешь. Нужно было очистить от них небо, и с первого дня сражения летчики-гвардейцы вступили в схватку.

6 июля в бой поднялся Александр Горовец. Ла-5 вооружен двумя ШВАКами с общим боезапасом в 340 патронов. Достаточно, чтобы длинными очередями сбить несколько самолетов противника. Да только враг не ждет покорно, пока пули пробегут по стальному хребту. Он уходит от выстрелов, ныряет в облака, заходит сзади, полагается на другие самолеты из своего звена. Позже дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Арсений Ворожейкин, тоже участвовавший в Курской битве, говорил: «Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым...»

28-летний Горовец был уже старик по меркам войны. Он был опытный и надежный пилот, но ярких свершений командование от него не ждало. Тот вылет начинался как рядовое патрулирование. В воздухе были вражеские истребители, но с ними в схватку было приказано не вступать — целью были Юнкерсы.

Заметить их так и не удалось. Горовец с напарником сдали зону ответственности сменщикам и повернули на базу. Вдруг сверху на их самолеты ринулись истребители Me-109. Способные забираться высоко в небо, эти машины умели атаковать внезапно.

Завязался бой. Горовец и ведомый разделились. Какое-то время в небе шла погоня и маневры. В очередной раз вынырнув из облаков, Горовец обнаружил, что на хвосте никого нет. Похоже, ведомый увел противника за собой. Зато впереди — формирование Юнкерсов, летящих на наши передовые позиции. Наш пилот попытался связаться с напарником, но рация вышла из строя. Не колеблясь, Горовец повел свой истребитель на перехват.

Ла-5 лихо ворвался в ряды пикировщиков. С первой очереди вниз рухнул флагманский самолет. Вторая очередь, третья, четвертая… Пули рвали фюзеляж немецких бомбометателей. Строй врага распался; каждый вражеский пилот отчаянно дрался лишь за свою шкуру. А Горовец упорно, сосредоточенно снова и снова вел самолет в атаку. В очередной раз в прицеле противник. Нажимает гашетку — пустой щелчок. Весь боезапас израсходован. Горовец лишь чуть-чуть изменил курс и порубил хвостовое оперение Юнкерса своим винтом.

Враг был рассеян. На земле дымились обломки девяти самолетов. Ни до, ни после никому из наших летчиков не удавалось перекрыть этот результат в одном бою. За час Горовец сбил больше самолетов, чем за год сражений.

Он развернулся на базу. Жаркое патрулирование было окончено. До аэродрома оставалось четыре километра, когда Ла-5 содрогнулся под ударами настигшей его четверки Fw-190. Шансов против них не было.

В полку ничего не знали о произошедшем. Горовца записали в пропавшие без вести.

И только спустя время в штаб поступили донесения от наземных войск: артиллеристы и пехотинцы наблюдали небывалое сражение — одинокий Ла-5 схватился с большой группой немецких самолетов, расстреливал их с близкой дистанции и отогнал врага прочь. Были хорошо видны дымные следы падавших самолетов, а на земле нашли обломки девяти машин.

После проверки донесений стало ясно, что за штурвалом того дерзкого истребителя находился Горовец. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Долго не могли найти только самолет самого Горовца. Та битва кипела в небе над хутором Зоринские Дворы, и одним из ее свидетелей стал 9-летний мальчик Сережа Сергеев. Картина падающего истребителя долгие годы не давала ему покоя, будила посреди ночи, словно погибший пилот звал его из неуютной, обожженной могилы. Наконец Сергеев решил найти останки летчика.

Место падения было, в целом, известно.Организовав друзей, Сергеев отправился туда.Сняли первый пласт земли, второй. И вот лопата врубилась во что-то твердое. Копнули еще — показалось хвостовое колесо…

На полуистлевшей гимнастерке гвардейский значок. В планшете — карта патрулирования. В кармане — удостоверение личности. Не осталось сомнений: это был Александр Горовец. В 1957 году он наконец обрел покой на хуторе Зоринские Дворы.

Его самолет выставили в Центральном музее Вооруженных Сил СССР. В пулеметах раскопанного Ла-5 не было ни одного патрона — все они разбросаны по Курской земле, вонзенные в немецкий металл.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»