CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Экспозицию «Подвиг Народа» 25 октября посетили представители ООО ЧОП «ЛЕГИОНЕР-100». Осмотревшие выставку работники охраны остались в восторге от увиденного и в своих отзывах выразили признательность СРО Ассоциация «Школа без опасности» за организацию интереснейшей экскурсии.

В этом месяце мы рассказывали о форсировании Днепра, познакомились с несколькими героями тех сражений и одним из понтонеров, обеспечивавших переправу через Днепр. Мужество и слаженность бойцов позволили пересечь реку, ставшую для врага мощным рубежом обороны. А еще на нашей стороне были талантливые инженеры и конструкторы, создавшие сложную технику для преодоления водных преград.

Советский Союз подошел к 1941 году одной из передовых держав в этом деле. Основным средством наведения переправ был в Красной Армии тяжелый понтонный парк Н2П. Обыватель, слыша о понтоне, возможно, представляет что-то вроде парочки мостовых пролетов, которые нужно уложить над рекой. Но в действительности это целый комплекс технических устройств, в состав которого входили носовые и средние полупонтоны, кран-балки, разнообразное вспомогательное оснащение, буксирные катера, моторы, опоры и многое другое. Чтобы транспортировать все это имущество, требовалось 89 автомобилей. Растягивалась такая колонна на три километра, а боевой расчет парка составлял 325 понтонеров.

Н2П был принят на вооружение в 1932 году. Это был для инженерных частей большой рывок вперед, ведь до этого СССР полагался на понтонные парки, изобретенные для Русской императорской армии и применявшиеся еще при форсировании Дуная во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Опробован в боевых условиях Н2П был на Халхин-Голе, в схватках с японцами. И доказал в деле, что является лучшим в мире. Собрав из Н2П мост, можно было отправить по нему тяжелые танки. Зависела грузоподъемность от длины и при конструкции в 65 метров составляла 75 тонн. Такой грузоподъемности никто другой из участников Второй мировой войны достичь не мог.

Но и это не предел. Ведь иногда нужно срочно пустить на противоположный берег целый поезд. И для этого в СССР были изобретены средства. Например, сборные металлические мосты РММ-2 и РММ-4.

Были, конечно, и менее громоздкие переправы, состоящие из понтонов-лодок, из которых можно было собрать либо небольшой мост, либо паром, который приводили в движение забортные двигатели.

К 1941 году Красная Армия имела на вооружении 265 переправочных систем различных типов. Вроде бы и немаленькое число, а война показала, что совершенно недостаточное.

Н2П был срочно упрощен и приспособлен для танков Т-34. Такая модификация получила название Н2П-41. Из-за сложностей с наличием материалов для производства современных понтонов пришлось изобретать различные типы деревянных переправ, а прочные лодки сменили легкие резиновые. Само собой, они были очень уязвимы для вражеского огня и их убрали из войск при первой возможности.

Мостовой парк ДМП-41 был, по сути, деревянным аналогом Н2П. Грузоподъемность, конечно, снизилась — не более 50 тонн. Лодки, пролеты и полупонтоны собирались из досок и бревен недефицитных пород древесины или даже фанеры, с минимумом металла. Нередко составляющие части парка стругали прямо на берегу, делая заново для каждого развертывания.

Для по-настоящему масштабных операций в ходе войны был создан новый тяжелый мостовой парк. Это был колоссальный инженерный монстр, из которого можно было быстро соорудить двухсотметровый мост. Перевозить его приходилось на сотне с лишним грузовиков! А боевой расчет достигал 1500 человек.

Снабдить каждое подразделение, нуждавшееся в понтонах, этой громоздкой техникой было невозможно. Так что всякая большая битва требовала от понтонеров смекалки, чтобы при необходимости соорудить транспорт из подручных средств. В ход шли рыбацкие лодки да тут же сделанные плоты.

О тяжелом труде понтонеров повествуют воспоминания Ивана Калиберды. Этот уроженец Харьковской области оставался предпоследним Героем Советского Союза, проживавшим на Украине. Скончался он в 2020 году.

Восемьдесят лет назад его батальон должен был возвести для танков деревянный мост через Северский Донец. Все детали для него изготавливали здесь же, в лесу, а кузнецы сутками ковали скобы, штыри и болты.

Когда оснащение было подготовлено, его подвезли на грузовиках к месту будущей переправы. Противник местность просматривал хорошо и открыл ураганный огонь. До самой темноты невозможно было и высунуться из убежищ.

Ночью понтонеры взялись за дело: перекинули материалы с разбитых грузовиков на уцелевшие и начали работу в воде. Противник продолжал обстрелы и в темноте. Снаряды ложились по пристрелянной зоне кучно. Несколько понтонеров погибло. А в довершении всего немцам удалось на рассвете разбить возведенные части моста.

Далее предоставим слово Ивану Калиберде, описавшему эту ожесточенную борьбу за переправу. Его воспоминания были опубликованы в газете «Красная звезда»:

«И снова в лесу мы заготавливали детали, ночью подвозили их к реке, собирали мост повторно, порой доводили дело почти до финала, а с восходом солнца противник мост уничтожал.

И так было десять дней и ночей подряд. Красноармеец Григорий Зыков в одну из ночей был ранен, после перевязки остался в строю, а спустя сутки был убит.

Пулевое ранение в голову при оборудовании брода получил старший сержант Арамаис Погосян, но свое отделение не покинул. Погиб Арамаис не на Донце, а на Днепре. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

При постройке моста ранение в ногу получил понтонер Петр Пореченский и тоже не бросил работу. Петра в батальоне любили, это был богатырь ростом под два метра. Когда Пореченскому стало совсем плохо, его на перевязочный пункт несли вчетвером. В овражке, где перевязочный пункт развернули, и днем и ночью дежурили наши санинструкторы Ангелина Зорина и Зинаида Овчинникова. При первой возможности за ранеными на санитарной машине приезжал азербайджанец сержант Илья Саидов.

Наведение переправы у Теплинки обернулось для батальона драмой. Только в одну из ночей мы потеряли погибшими и ранеными около 60 процентов личного состава, работавшего на реке.

И все же к 5 августа, к рассвету мост и брод были готовы. Когда к броду подошла первая тридцатьчетверка, мы попросили танкистов снять немецкого наблюдателя, устроившегося на колокольне в Теплинке. Выстрел был снайперским. Наши войска в тот день Теплинку освободили».

Такова была работа понтонеров: невоспетая, но героическая, в которой личное мужество сочеталось с лучшими инженерными достижениями державы.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»