В Учебном центре профессиональной квалификации СРО Ассоциация «Школа без опасности» начались занятия для нового набора слушателей из числа начальников охраны. Об особенностях программы их подготовки и результатах работы Учебного центра в прошлом году рассказала его руководитель Татьяна Зарецкая.
— Татьяна Николаевна, подводя итоги прошлого года, расскажите, кто уже прошел обучение в Учебном центре профессиональной квалификации?
— В 2017 г. основной акцент был сделан на обучение работников стационарных постов охраны на объектах образования города Москвы. За год было обучено 39 учебных групп слушателей общей численностью более 8000 человек. Работники охраны имели возможность без отрыва от работы (в выходные дни, когда учебный процесс в образовательных организациях не проводится) посетить дистанционные вебинары, прослушать лекции и пообщаться с преподавателями и коллегами на профессиональные темы в режиме онлайн. Практическая часть обучения работников охраны была реализована начальниками охраны в виде тренировок и инструктажей непосредственно на рабочих местах. Слушатели также имели возможность готовиться к сдаче квалификационных экзаменов по специально разработанным для них учебным материалам (пособиям и фильмам), размещенным в открытом доступе на информационно-образовательном портале СРО Ассоциация «Школа без опасности».
— Существуют ли объективные критерии, по которым можно оценить эффективность проведенного обучения слушателей?
— Основная цель обучения работников охраны в Учебном центре профессиональной квалификации заключается в повышении качества их подготовки, уровня профессиональной компетентности и, как следствие, повышении качества оказания охранных услуг на объектах образования города Москвы. Следовательно, объективными внутренними критериями, позволяющими оценить эффективность обучения слушателей, можно считать их высокую учебную мотивацию, высокую текущую успеваемость в процессе обучения и преимущественно высокий уровень знаний, который они демонстрируют при сдаче квалификационных экзаменов. В качестве основных внешних критериев можно отметить повышение уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки своих сотрудников, а также результаты и показатели их непосредственной профессиональной деятельности, оценить которые можно по статистике положительных примеров работы.
Так, например, перед началом обучения мы провели опрос руководителей ЧОО-членов СРО Ассоциация «Школа без опасности», который показал, что только 40 % из них удовлетворены качеством профессиональной подготовки своих сотрудников. При повторном опросе, который мы провели по окончании обучения, уже 95 % опрошенных ответили, что удовлетворены качеством подготовки слушателей и отметили рост их профессиональных знаний, умений и навыков.
О положительной динамике в работе сотрудников ЧОО, обеспечивающих охрану образовательных организаций города Москвы, после прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки свидетельствует также статистика по результатам выездных проверочных мероприятий и статистика по положительным примерам их работы: сокращение числа выявленных СРО нарушений качества оказания охранных услуг; сокращение числа примененных к ЧОО мер дисциплинарного воздействия; рост числа успешно предотвращенных происшествий/инцидентов на объектах образования города Москвы (своевременное обнаружение возгораний, замыканий электропроводки, подтопления помещений; своевременное обнаружение имитаторов взрывных устройств; своевременное проведение экстренной эвакуации при сообщениях о минировании образовательной организации); снижение краж компьютерной техники; увеличение числа задержанных и переданных в органы полиции нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов в образовательных организациях и др.
— Какие задачи стоят перед Учебным центром профессиональной квалификации в текущем году? На чем будет сосредоточено основное внимание?
— Учебный план на год составлялся на основании заявок (потребностей в обучении) ЧОО-членов СРО Ассоциация «Школа без опасности». В январе текущего года в Учебный центр поступили заявки от 32 ЧОО на подготовку 1500 работников стационарных постов охраны на объектах образования и 182 начальников охраны.
Таким образом, в 2018 г. мы продолжим начатую в прошлом году работу по обучению работников стационарных постов охраны. Но основное внимание будет сосредоточено на подготовке начальников охраны объектов/групп объектов образования. В настоящий момент у нас обучается уже вторая группа слушателей. Это очное обучение, проходит оно с отрывом от работы. Теоретическая подготовка слушателей осуществляется в аудиториях Учебного центра, а практическая часть — в центре видеомониторинга и непосредственно на объектах образования, руководители которых готовы сотрудничать с нами и предоставлять учебные площадки на базе своих образовательных организаций.
— Каковы отличия программы обучения для начальников охраны в сравнении с другими категориями работников охраны?
— При построении программы дополнительного профессионального обучения для начальников охраны мы исходим из положения о том, что в деле обеспечения безопасности образовательных организаций необходим социальный союз, состоящий из администрации, классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов, комитетов родительской общественности, сотрудников частных охранных организаций, представителей правоохранительных органов и заказчика в лице Департамента образования города Москвы. Понимание роли отдельных участников такого социального союза является ключевым моментом для достижения успеха.
В этой сложной организационной системе начальникам охраны принадлежит очень важная роль. Если основная задача работников стационарных постов охраны сводится к ежедневному осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования, своевременному выявлению возможных угроз и рисков безопасности, то начальники охраны должны уметь их анализировать, в тесном взаимодействии с партнерами планировать и внедрять адекватные ответные действия, наблюдать, измерять и контролировать уровень риска, на который было направлено управляющее воздействие. Таким образом, начальники охраны ежедневно выполняют, в том числе, управленческие и представительские функции.
Безусловно, все это накладывает повышенную ответственность и более высокие требования к их профессиональной компетентности. Соответственно программа профессиональной переподготовки для начальников охраны содержит большее количество учебных часов и помимо «общих» теоретических вопросов, касающихся повседневного рабочего режима работников охраны, направлена на формирование практических управленческих навыков в области управления рисками, включая вопросы подбора и расстановки кадров и осуществления конструктивного взаимодействия с представителями различных профессиональных сообществ.
— Это уже не первый набор слушателей из числа начальников охраны. Какие произошли изменения в программе обучения в сравнении с предыдущими наборами?
— Да, действительно, в прошлом году мы обучили одну группу начальников охраны (19 человек). Это было сделано, в том числе, с целью апробации программы; по отзывам слушателей, педагогов и заказчиков образовательных услуг в лице руководства СРО Ассоциация «Школа без опасности» мы внесли в нее значительные коррективы.
В актуализированной учебной программе увеличено количество часов и, соответственно срок обучения. Программа стала сложнее и интереснее за счет появления в ней насыщенной практической части. Мы привлекли к проведению практических занятий экспертов СРО Ассоциация «Школа без опасности».
Используя возможности системы видеонаблюдения, эксперты в режиме реального времени показывают слушателям, как осуществляется дистанционный контроль качества несения службы работниками стационарных постов охраны на объектах образования города Москвы. Вместе со специалистами СРО начальники охраны рассматривают конкретные примеры из практики работы, учатся анализировать выявленные недостатки, разрабатывать систему мер по их кратчайшему устранению.
Кроме того, в выходные дни, наши преподаватели выводят слушателей на столичные объекты образования, которые по результатам проверочных мероприятий названы экспертами СРО лучшими. Там, на местах, проводятся практические занятия, основной целью которых является обмен опытом и передача передовых практик работы в области охраны образовательных организаций города Москвы.
— Можно ли сделать первые выводы по результатам обучения начальников охраны по новой программе?
— По результатам обучения первых двух групп слушателей из числа начальников охраны мы получили первые отзывы о новой программе. Все они положительные. Кроме того, слушатели предложили увеличить число учебных часов по дисциплине «Психологическая подготовка», а также помимо обязательного обучения по программе профессиональной переподготовки ввести в практику работы Учебного центра такой вид обучения для начальников охраны как тематическое усовершенствование, в результате которого они смогут устранить пробелы в знаниях по конкретным вопросам профессиональной деятельности. Все эти предложения будут собираться, анализироваться и представляться на обсуждение на общем собрании членов СРО Ассоциация «Школа без опасности» по завершении учебного года.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»