ЧОО «Виктория», входящая в СРО Ассоциация «Школа без опасности», более десяти лет занимается охраной объектов сферы образования. Один работников ЧОО — охранник Денис Савинов, который считает ответственность самым главным в работе.
Денис Савинов трудится в «Виктории» с лета 2009 года. Он пришел на эту службу как раз перед выпускным — серьезное испытание для новичка. Конечно, перед этим он две недели проходил стажировку, осталось позади обучение, однако объекты образования считаются одними из самых сложных для охранников.
Первый блин комом не вышел — выпускной прошел спокойно, и вскоре Денис адаптировался на новом месте. Очень помогали ему на первых порах советы «старожилов». «Вроде две недели – это немного, но у опытных охранников узнаешь много полезного — по сигнализации, по заполнению документации, по общению с детьми, родителями». Их советы не раз помогали в дальнейшем.
С тех пор Денис и сам стал опытным работником. У него появились свои воспитанники — для четверых новичков уже он стал тем «старожилом», который помогает делать «первые шаги». Похоже, ему удается нацелить новичков в правильном направлении — все они продолжают работать в «Виктории».
В первую очередь Денис обращает внимание только пришедших на работу на технические средства охраны. Сегодня они играют важнейшую роль в комплексе безопасности образовательных организаций. Шесть лет назад ничего подобного еще не существовало: отсутствовало видеонаблюдение, сигнализация, не было домофонов. Серьезное совершенствование в этом направлении началось примерно с 2012 года. И теперь без этой техники сложно представить повседневную работу охранника на посту.
Однако замыкается весь комплекс безопасности в конце концов на самого охранника, и в современных условиях это должен быть настоящий профессионал, подготовленный к специфике работы именно на этом объекте.
Члены СРО Ассоциация «Школа без опасности» прилагают к этому немалые усилия. Помимо программ обучения, разработанных в Ассоциации, каждый ЧОП постоянно проводит со своими работниками инструктажи, организует занятия, принимает зачеты. Проверяет квалификацию охранников и государство, обязывающее ежегодно сдавать экзамены.
Обычно первая неделя работы самая сложная. Трудно сориентироваться в бесконечном потоке людей и суете школьной жизни. Редко когда меньше нескольких дней, а то и недель уходит на то, чтобы просто запомнить представителей администрации, учителей, учеников и родителей — сотни человек. Вопросы, просьбы, рабочие моменты — тысячи больших и малых диалогов в течение дня, среди которых надо зорко следить за состоянием безопасности на объекте.
Запомнить всех в таких условиях — дело немаловажное. Тогда уже не нужно каждый раз сверяться со списками: ага, это учитель химии, а это пришли за Васей Сидоровым. Как вспоминает Денис, в те дни, когда он только запоминал работников и постоянных посетителей школы, каждый терпеливо относился к тому, что ему приходится задерживаться для сверки. А вот установка турникетов, перекрывших путь внутрь школы родителям, уверенным, что их ребенок в этих стенах ни с чем не сможет справиться самостоятельно, поначалу вызывала у некоторых людей возмущение.
— Но потом они привыкли, — говорит Денис Сидоров. — Потому что нам удалось донести: это ради безопасности ваших же детей. Представьте: утро; идет поток — четыреста человек. А если родителей столько же пропустить? Мало того, что это создает толпу, нарушает учебный процесс, так еще и дает лишний шанс проникнуть внутрь посторонним лицам.
Теперь контролировать ситуацию гораздо удобнее. На посту стоят три монитора. Когда ребенок прикладывает личную карточку, здесь отображается информация: кто и во сколько пришел и ушел. А соответствующая информация в виде смс уходит родителям.
За пределы тамбура им сегодня проход запрещен. Согласно приказу, имеют на это право только члены родительского комитета, но и их охранник не допустит внутрь во время учебного процесса, любое стороннее вмешательство в который строго запрещено.
Правила просты и понятны, но, конечно, всегда будут находиться те, кто пожелает с ним поспорить. Как справиться с конфликтом?
— Начнем с того, что конфликтов у охранника не должно быть в принципе, — строго говорит Денис. — Я никогда не буду грубить, буду сдержан. Постараюсь найти к каждому свой подход. Нас готовят с точки зрения психологии к таким моментам. Если кто-то настроен ругаться, не прислушивается к доводам - следует доклад директору, заму по безопасности или дежурному администратору. Это лица, уполномоченные действовать в такой ситуации. В крайней случае возможен вызов наряда полиции с помощью тревожной кнопки.
Случается, что конфликт вовсе не связан со школой и ее порядками, но разбираться с ним приходится именно ее работникам. Распад семьи — история, к сожалению, распространенная. Кому в такой ситуации передавать ребенка после учебы? Определит это суд. Но как быть до официального решения? Не раз бывало, что возле поста начинался скандал: «Я заберу ребенка!» — «Нет, я заберу ребенка!» А несчастное дитя наблюдает со слезами за этой публичной склокой. Обычно потушить страсти удается своими силами, но иногда утихомирить такую бурю оказывается невозможно без вмешательства полиции.
Проблемой может стать и конфликт среди учеников. Следует отметить, что охранник согласно закону не вправе, например, растащить драку и в принципе дотронуться до ребенка. В практике «Виктории» был следующий случай, имевший место в другой школе. Администрация образовательной организации требовала от охранника пресекать случаи бегства учащихся с занятий. Детишки нагло прыгали через турникет и выбегали на улицу. Что поделать? Остается только встать у дверей и не отступать от них весь день, но это, конечно, невозможно. Увещевания не действовали. Очередного прыгуна охранник схватил за портфель. Когда подросток пришел домой, он пожаловался сестре — не дали удрать. Та дала оплеуху — нет, не за проступок, а чтобы снять в поликлинике побои и обвинить в этом охранника. Написала она и соответствующее заявление в полицию.
Случись это несколькими годами раньше, и последствия для охранного предприятия могли быть самим плачевными. К счастью, в то время на объекте уже была установлена система видеонаблюдения. После просмотра записи ситуация стала понятна. Родители оказались воспитаны куда лучше своих детей: придя в школу, они извинились перед охранником и директором.
На объекте, где стоит Денис, тоже остро стояла проблема с беглецами, и ему приходилось почаще находиться перед дверями, чтобы преградить путь «уставшему от учебы» подростку. Упростилась ситуация с появлением магнитных замков — нажатием одной кнопки единственный путь отхода оказывался перекрыт. Но была и другая сложность: если, допустим, у 9 «А» пять уроков, а у 9 «Б» — шесть, вторые норовили смешаться с толпой товарищей, осчастливленных ранним уходом домой. Охране приходилось фильтровать выходящих, чтобы не выпустить лишних ребят. Чтобы разрешить ситуацию, был налажен централизованный выход старшеклассников. Теперь, когда у класса заканчивается последний урок, всех их организованно приводит учитель и отсеивает своих.
Обычно с точки зрения обеспечения безопасности лучше, чтобы на территории школы находилось как можно меньше посторонних людей. В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы школьные территории должны закрываться на ночь. Но беда в том, что данная территория соединяет сразу три улицы. Район старый — все испокон веку привыкли ходить к дому по школьным дорожкам. В результате, как только калитки стали закрываться, местные жители принялись их выламывать. То снесут замок, ты выкорчуют ворота целиком. Операция проводится молниеносно, так что схватить злоумышленников пока не удавалось. Да и схватишь одних — через неделю появится новая инициативная группа с инструментами. Привычки ломать тяжелее, чем петли. Возможно, здесь стоило бы в порядке исключения оставлять калитки открытыми на всю ночь. Во всяком случае, такой вариант был предложен Департаменту образования. Пока решения с его стороны не последовало.
Конечно, отказ будет понятен: мало ли кто забредет на школьную территорию? У Дениса Савинова есть опыт общения с одним таким непрошеным гостем. Как-то раз, совершая обход, он с изумлением обнаружил на крыше одной из хозяйственных построек человека. На резонный вопрос охранника, что тот делает наверху, странный визитер, бешено вращая глазами, заявил: «Меня хотят убить!» Было видно, что человек не совсем адекватен. Слезать он отказался. Пришлось вызвать наряд полиции. Вскоре появились также МЧС, врачи, психиатрическая помощь — как выяснилось, мужчина, забредший из соседнего района, только недавно вышел из клиники. Ветеран Афгана, в ходе войны повредившийся рассудком. Бывший боксер, может быть вооружен ножом. Детей охрана увела подальше, территорию оцепили. Мужчина требовал к себе некоего подполковника, в противном случае собираясь сопротивляться. Нужного ему человека нашли, тот, поняв ситуацию, тут же приехал. Мужчина, увидев командира, действительно сразу успокоился, слез и агрессии в дальнейшем не проявил.
Большое внимание в ходе подготовки охранников уделяется их способности действовать в ЧС. Однажды Денису Савинову довелось применить полученные навыки на практике. Как-то раз около одиннадцати вечера он почувствовал легкий запах дыма. Сперва показалось, что донесся тот из-за открытого окна, но вскоре стало ясно — источник находится где-то в школе. Дым рассеивался под потолком, и сперва было непонятно, откуда он исходит. Поднявшись по лестнице, охранник увидел — сильное задымление идет из спортзала. Терять время было нельзя: тут же он дернул дверь, «срывая» ее без ключа, и был буквально сшиблен резким потоком клубов удушающего дыма.
— После этого все как на автомате — инструктажей для такого случая было немало, — вспоминает Денис. — Бегом обесточить школу, вызвать пожарных, обеспечить им доступ. Расчет приехал быстро — я еще несся к воротам, а уже слышал их сигналы. Три минуты с момента вызова — и вот я их уже веду к очагу возгорания. Горела тренерская — замыкание проводки. Пожар удалось погасить, не допустив его распространения.
Следует отметить, что московские образовательные организации оборудованы надежной противопожарной сигнализацией. Однако именно в те дни в школе проводился ремонт, включавший замену проводки, и систему нужно было ненадолго отключить.
С увеличением роли технических средств возрастают требования к квалификации охранников, ужесточаются проверки контролирующих структур.
— Раньше к нам приходили раз в месяц, — вспоминает Денис. — Теперь — не реже, чем пару раз в неделю. В основном, это Департамент образования, а также СРО Ассоциация «Школа без опасности». Эксперты постоянно следят за тем, чтобы сотрудники охраны качественно выполняли свои обязанности. Мне, похоже, это удается — за все время ни одного замечания не было.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности».