CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Комиссия Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами совместно с Общероссийским профсоюзом НСБ провела круглый стол на тему: «Совершенствование механизмов взаимодействия субъектов общественного контроля». На стадии формирования регионального законодательства об основах общественного контроля инициатива проведения круглого стола особенно актуальна. Основными вопросами обсуждения стали: взаимодействие с общественными советами, развитие регионального законодательства, анализ практического опыта общественного контроля.

В мероприятии приняли участие представители государственных структур, экспертного сообщества, члены региональных общественных палат.

Открывая заседание, советник руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ Анатолий Голубев отметил, что руководство Федеральной службы по регулированию ставит перед собой задачу в максимально короткие сроки реализовать национальный план противодействия коррупции, рассматривая его как основное препятствие для экономического роста и развития, т.к. коррупция способна поставить под угрозу осуществление любых полезных начинаний и преобразований. С полным пониманием серьезности этой проблемы и ведется работа, направленная на эффективное и деятельное предупреждение фактов коррупции. Внедрение антикоррупционных технологий повышает эффективность любой отрасли экономики, повышает антикризисную устойчивость и придаёт новый импульс социально-экономическому развитию страны.

Комитет по борьбе с коррупцией совместно с руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ создали на площадке Росалкогольрегулирования приёмную Комитета по борьбе с коррупцией. В работе приёмной будут принимать участие члены общественного совета федеральной службы. Данная инициатива поможет сделать работу по обращениям граждан и организаций более прозрачной и позволит представителям гражданского общества не только участвовать в приёме обращений по фактам коррупции, но и прослеживать должную реакцию на данное обращение со стороны ведомства.

Для прогресса в борьбе с коррупцией требуется активная всесторонняя поддержка со стороны бизнеса и гражданского общества, без которой эффективность государственной политики значительно снижается. Введение обязательной процедуры общественного заверения отчёта о реализации антикоррупционной политики, которая будет осуществляться на площадке общественного совета Федеральной службы Росалкогольрегулирования, в значительной степени улучшит работу органов власти и внесёт новый импульс в развитие института общественного контроля. Развитие института общественного заверения – важный этап в укреплении репутации любого ведомства. Открытость и прозрачность работы органов государственной власти является существенным фактором надёжности и укрепления доверия всех заинтересованных сторон.

Член Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина подчеркнула в своём выступлении, что впервые предложение о введении обязательной процедуры общественного заверения отчёта о реализации антикоррупционной политики исходит от государственных органов. В свете этой инициативы общественные советы становятся действительным посредником процедур между обществом и государством. Такая форма взаимодействия может привести к реальным результатам, и данная практика будет тиражироваться в других общественных советах.

Заместитель председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин напомнил, что федеральному закону об основах общественного контроля исполнилось всего полтора года и, соответственно, правоприменительная практика в этом отношении невелика. Задача Комиссии содействовать развитию данного закона, активно участвовать в подготовке его нормативно-правовой базы, проводить мониторинг его эффективного применения.

По поручению Президента Российской Федерации, одной из важнейших задач Общественной палаты Российской Федерации стало проведение мониторинга деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Срок исполнения – первый квартал 2016 года. Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами работает над исполнением данного поручения. Общественная палата будет помогать региональным общественным советам добиваться того, чтобы их работа по проведению экспертизы нормативно-правовой базы не шла впустую и ее результаты обязательно учитывалась органами исполнительной власти. Общественная палата считает также важным оказывать содействие общественным советам и при проверке ими федеральных и региональных органов власти. Правда, в некоторых субъектах эта деятельность даже не начиналась. Чтобы изменить положение к лучшему, Комиссия разработала критерии оценки деятельности общественных советов на региональном уровне, так что в скором времени станет ясно, кто и как работает, чем могут оправдать свою бездеятельность те или иные советы. В каждом общественном совете должны быть лидеры, способные четко сформулировать главные пункты отраслевой повестки, руководствуясь которыми, экспертные советы могли бы участвовать в общественной экспертизе. Тогда и механизм общественных проверок не превратится в «вылазки банд общественников».

В законе ясно указано, кто является субъектом общественного контроля. Это члены общественных палат общероссийского и регионального уровня, члены общественных советов министерств и ведомств, члены общественных советов на региональном уровне, члены общественной наблюдательной комиссии по правам человека. В настоящее время происходит перезагрузка общественных советов. Советы формируются уже по новым правилам. Был разработан и принят стандарт деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, в соответствии с которым создающиеся советы и должны строить свою структуру, причем с учетом того, что осуществление общественного контроля становится одной из важнейших целей деятельности такого совета. Таким образом процедура общественного контроля будет более действенной, более эффективной и адресной.

Заместитель председателя Комитета общественных связей г.Москвы Игорь Соболев отметил, что общественные советы в городе Москве начали создаваться с 2005 года. На сегодняшний день в Москве при органах государственной власти во всех одиннадцати префектурах работает 21 общественный совет. В последнее время в ответ на поручение Президента Российской Федерации общественность Москвы выдвинула ряд предложений, и мэр города поручил органам власти реализовать на практике эти предложения. Готовится результат мониторинга работы общественных советов в городе Москве, который будет в ближайшее время представлен на специальном заседании Общественной палаты города.

Большинство общественных советов не содержат в своих нормативных документах положений об общественном контроле. Поэтому Общественная палаты Москвы планирует по результатам проведённого мониторинга создать стандартные рекомендации о деятельности общественных советов и в модельном нормативном акте сформулировать положения о способах реализации предложений в отношении закона об общественном контроле. Многие общественные советы уже приняли в качестве руководства к действию соответствующие предложения о формах общественного контроля.

Сегодняшние общественные советы состоят из представителей как властных, так и некоммерческих структур, общественных деятелей, экспертов. В ходе дискуссии на круглом столе встал вопрос о необходимости ввести определённые требования к членам общественных советов, требования к процедуре выдвижения кандидатур в состав общественных советов. Кроме того, результаты деятельности общественных советов и планы их работы должны освещаться на информационных ресурсах органов власти и в средствах массовой информации. В единую модель работы советов необходимо также включить механизмы их взаимодействия с другими субъектами общественного контроля, а также создание общественных приёмных для подержания тесных контактов с общественностью.

В настоящее время идёт разработка регионального законодательства об общественном контроле. Каждый регион имеет свою специфику, с учетом которой и должен осуществляться общественный контроль. Работа непростая, и пока проработано и принято лишь 37% таких законов. Результаты предварительной экспертизы Федерального закона №212 об общественном контроле были озвучены председателем Общественной палаты Свердловской области, членом Общественной палаты Российской Федерации Владимиром Винницким. «Понимая всю ответственность запуска подобного закона, необходимо более глубоко подходить к регулированию вопросов, связанных с процедурой общественного контроля. Сам федеральный закон прописывает основные начала, а все детали процедуры и тонкости начинают работать после создания основных органов – субъектов общественного контроля. Поэтому важно взвешенно подходить к регулированию процедур формирования общественных советов, общих требований к членам общественных советов и их правовому статусу, порядку избрания, процедуре приостановления и прекращения полномочий, профильному участию, конкурсной основе и т.д. Немаловажна роль экспертного совета общественных палат, который должен взять на себя функции арбитра, так как любому акту общественной проверки должен быть выход на землю. Следует отметить, что в региональном законопроекте должно быть предусмотрено, что нормы регионального закона распространяются, в том числе, на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон должен быть понятен, ясен и однозначен».

Председатель Исполкома Общероссийского профсоюза НСБ, ответственный секретарь КС НСБ России Сергей Хмелёв напомнил присутствующим, что на сегодняшний день в сфере обеспечения общественной безопасности уже накоплен определенный положительный опыт в проведении процедур общественного контроля, осуществляемого общественными палатами общегосударственного и регионального уровня, торгово-промышленными палатами, объединениями работодателей, профсоюзами, профильными департаментами. Этот опыт необходимо учитывать при разработке будущих нормативно-правовых документов.

psj.ru