CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

7 июня 2004 года появилась Ассоциация «Школа без опасности». Трудно найти другую организацию, и не только в охранной сфере, которая прошла бы менее чем за двадцать лет такой огромный путь. О сделанном и предстоящем рассказывает президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский.

— Сергей Васильевич, с чего началась история СРО Ассоциация «Школа без опасности»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в 2004 год. В то время в Москве охраной образовательных организаций занималось порядка четырехсот предприятий. Если сейчас и регулятор, и руководство города понимают, по каким правилам, стандартам работают ЧОПы, имеют отлаженные каналы взаимодействия с ними, то семнадцать лет назад эта сфера находилась в состоянии, близком к хаосу. Собственников не найти, многие из них никогда не имели никакого отношения не то что к охране, а вообще к обеспечению безопасности чего-либо. Были, конечно, в то время и ответственные предприятия, но что они могли сделать в масштабах всего города?

Однако такая ситуация не устраивала и руководство Департамента образования города Москвы. Пытаться достучаться до сотен предприятий и добиться от них единообразной работы было невозможно. Поэтому охранному сообществу было предложено создать координирующую структуру, через которую можно было бы решать текущие проблемы с охраной объектов образования.

Так и появилась Ассоциация «Школа без опасности». Пока еще не саморегулируемая организация. Возглавил ее Олег Николаевич Завалюев, который сегодня является председателем правления регионального отраслевого объединения работодателей ФКЦ «Москва​». В Ассоциацию среди других ЧОПов вошел «СТАРК — Агентство Безопасности», который я тогда возглавлял.

Создание Ассоциации было важным шагом, но недостаточным. Количество предприятий оставалось очень большим — их число доходило до двухсот. Единые стандарты работы в этих условия оставались недостижимыми. Свое слово в этой ситуации вновь было сказано руководством Департамента образования. В 2012 году был предложен новый формат объединения — саморегулируемая организация. Многие отнеслись к этому настороженно, сомневались, что она необходима. Но время расставило все по своим местам, и сейчас СРО Ассоциация «Школа без опасности» без всякого преувеличения одна из самых эффективных и дееспособных организаций не только в Москве, но и в отрасли в целом.

— Кто помогал вам после того, как вы возглавили СРО Ассоциация «Школа без опасности»?

— У нас быстро сложился коллектив единомышленников. Еще до появления саморегулируемой организации нам очень помогал начальник первого отдела Департамента образования Михаил Алексеевич Гаврилов, который впоследствии перешел работать в структуру СРО.

Научно-методическое направление возглавил Николай Арсентьевич Степанов, с чьим именем связаны наши крупнейшие достижения в области разработки стандартов, лежащих в основе всей деятельности по охране объектов образования в Москве.

Присоединилась к нашей команде исполнительный директор Мария Михайловна Шапкина, благодаря усердию и профессионализму которой наша организация функционируют как отлаженный механизм. 

Не могу не упомянуть Романа Романовича Лукьянова, ставшего председателем Совета СРО Ассоциация «Школа без опасности». Он был беззаветно предан избранному делу — охране образовательных организаций. К сожалению, в этом году он скоропостижно скончался от коронавирусной инфекции, что стало для всех нас тяжелым ударом.

Мне пришлось бы часами перечислять людей, которые внесли свой вклад в развитие СРО Ассоциация «Школа без опасности»: заместитель исполнительного директора Сергей Евгеньевич Силивончик, руководитель инспекторской службы Вадим Валерьевич Еленский… Этих людей очень много. Я благодарен каждому, кто выполняет свой долг: на посту в школе или будучи руководителем, в экипаже ГБР или на месте оперативного дежурного. 

— Насколько сильно ситуация в охранной отрасли десять лет назад отличалась от сегодняшней?

— Трудно поверить, как много нам удалось сделать за эти годы. Не все, кто трудится в этой сфере сегодня, знает, с чего мы начинали. КЭВП, турникеты, электронные замки, система видеонаблюдения и т.д. — всех этих элементов, которые сегодня мы считаем неотъемлемой частью комплекса безопасности, на большинстве объектов попросту не существовало. А главное, не было никакой системы подготовки. Вчера охранник был на посту в магазине или на складе, а сегодня в школе. Хорошо если на его объекте был грамотный начальник охраны, который хотя бы должным образом проинструктирует его. А не везде были такие начальники охраны. Тогда не было даже такой специальности — она впервые появилась в нашем профессиональном стандарте «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Конечно, люди, исполнявшие эти функции, во всех ЧОПах были, но к их компетенции могли быть вопросы. Назывались они по-разному. В одном из предприятий их официально именовали «смотрящими»! Если точнее, «смотрящими за объектом». Словом, от сегодняшней ситуации нас отделяла пропасть. 

Город поставил перед нами емкую, но очень сложную задачу: добиться на каждом объекте соответствия предъявляемым к охране требованиям. Начали мы со стандартов. Каждый ЧОП должен был четко понимать, как должна быть выстроена работа по охране образовательных организаций. Выбор был простой: либо мы окажемся способны обеспечить добросовестную и компетентную работу членов саморегулируемой организации, либо власти вынуждены будут ужесточать контроль над этой сферой.

Не все, должен сказать, этот посыл восприняли с должным вниманием. Некоторые руководители ЧОПов полагали, что они могут продолжать свою деятельность, экономя на качестве, спустя рукава соблюдая все более строгие требования. Естественно, контрактов они скоро лишились.

Работу смогли продолжать те, кто сразу понял: нужно обучать личный состав, соблюдать разработанные саморегулируемой организацией стандарты и исправлять недочеты сразу, как только они выявлены. А не ждать претензий от заказчика, штрафных санкций и разрыва контракта. 

Следующим крупным шагом стала разработка профессионального стандарта, о котором я упомянул. Зачем нужен профстандарт? Он определяет квалификацию, необходимую для профессиональной деятельности. Сформулировав, что должен уметь работник охраны, мы можем начать его обучать.

Сложности, сопряженные с разработкой такого документа, кратко не передать. Нужно было объединить весь двадцатилетний опыт охраны образовательных организаций, требования заказчика, регулятора, нормативно-правовую базу, определяющую нашу деятельность. Этот огромный труд продолжался три года, но результат того стоил. Министерством труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» был утвержден, и мы смогли начать подготовку к обучению всех работников охраны, несущих службу в образовательных организациях.

— Довольно амбициозно.

— И тем не менее, мы справились. Была подготовлена программа профессиональной переподготовки и открыт Учебный центр профессиональной квалификации СРО Ассоциация «Школа без опасности», который возглавила прекрасный специалист Татьяна Николаевна Зарецкая. В первый же год мы обучили 12000 работников охраны. К настоящему моменту это число уже давно превысило 20000 человек. Эта деятельность не прекратилась даже во время пандемии, хотя и перешла в дистанционный формат.

Сегодня все, кто стоят на посту в образовательных организациях в Москве, не просто охранники, а квалифицированные работники, представители особой и важной профессии, которая официально признана государством и включена в реестр профессий. Уверен, с каждым годом эта служба будет пользоваться все большим уважением. Для этого есть все предпосылки.

— Какие предпосылки вы имеете в виду?

— В этом году директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ — главнокомандующим войск национальной гвардии РФ Виктором Золотовым был подписан приказ, утверждающий затратный метод определения начальной (максимальной) цены контракта для закупок охранных услуг.

СРО Ассоциация «Школа без опасности» и другие лидеры отрасли добивались этого годами. Без преувеличения могу заявить, что этот приказ, в конце апреля зарегистрированный Минюстом, знаменует новый, очень важный этап развития не только для охраны объектов образования в Москве, но и для всей отрасли. Финансовый вопрос слишком часто становился камнем преткновения на пути повышения качества охранных услуг, мешая техническому совершенствованию, привлечению кадров, их обучению. Теперь это препятствие убрано.

Люди хотят получать достойную оплату за тяжелый труд. А охрана объектов образования — это очень тяжелый труд. Далеко не каждый сумеет с полной концентрацией выстоять смену, не теряя выдержки и контроля над ситуацией ни во время массового прохода учащихся, ни при общении с посетителями, ни при ЧП. Цена поста по новым контрактам должна будет отразить эти усилия.

— Что бы вы хотели сказать вашим соратникам и коллегам в этот день?

— Я от всей души поздравляю вас с Днем рождения нашей организации.

Я не раз говорил, что саморегулирование — гвардия работодателей. Из года в года мы ставим новые планки достижений и берем их одну за другой. Каждый успех, которого мы добились за эти годы, мы добились вместе. В семнадцать лет жизнь перед человеком только начинает раскрываться. Спустя семнадцать лет существования «Школы без опасности» я сохраняю уверенность, что перед нами многое все еще впереди. Вместе мы добьемся прогресса там, где он еще нужен. И через пять, десять лет, оглядываясь назад, мы также будем гордиться своей работой и удивляться — как же много удалось сделать! Ваш профессионализм, преданность и неравнодушие к выбранному делу не позволяют сомневаться в новых успехах.