CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

10 августа экспозицию «Подвиг Народа» в Музее Победы посетили представители ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ» и ООО ЧОП «ПРОФФИ», входящих в СРО Ассоциация «Школа без опасности».

— У меня два прадеда и два деда участники Великой Отечественной войны. Сибиряки, — рассказывает Александр Ледяев (ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ»). — Прадеды погибли под Москвой, а два деда вернулись с войны. Многое я слышал от них, кое-что знаю в силу образования — окончил военное училище и военную академию. Но и меня эта экспозиция всколыхнула. Как сегодня верно было сказано Министром обороны, разложение общества — самая страшная угроза. Работа же, которая проводится в Музее, общество консолидирует и воспитывает чувство патриотизма, учит ценить подвиг предков и относиться с достоинством к истории своей страны.

История Великой Отечественной войны неисчерпаема. Сотрудники Музея регулярно находят новые темы для выставок, дополняющих картину народного подвига.

В эти дни открылась экспозиция, с которой посетители Музея могут ознакомиться виртуально. Она посвящена одному из тех людей, которые в начале войны напомнили гитлеровцам, что за бесчинства на советской земле в любой момент может прийти возмездие. 8 августа наша авиация впервые совершила налет на Берлин. Новая выставка повествует об участнике той бомбардировки, летчике 1-ого минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота Алексее Скрябине. Посетители могут увидеть шлем, принадлежавший летчику, его фотографии и другие исторические свидетельства тех событий.

«Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!» — утверждал главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг. 22 июля, спустя месяц после начала войны, немецкая авиация начала массированные бомбардировки Москвы. И хотя ПВО столицы дала жесткий отпор 2-омувоздушному флоту люфтваффе, сам факт регулярных налетов на столицу СССР дал возможность нацисткой пропаганде утверждать, что советская авиация навсегда прибита к земле.    

Однако, когда Геринг делал свое хвастливое заявление, нарком ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов и командующий морской авиацией генерал-лейтенант Семен Жаворонков уже прорабатывали план налета на Берлин.

Именно морским летчикам предстояло выполнить трудную миссию. Тяжелые поражения на земле оставили только одну возможность добраться до столицы Германии — с аэродрома Кагул на острове Эзель, что в Балтийском море. Взлет с любого другого аэродрома означал путь в один конец — топлива на обратный полет попросту не хватило бы. Эзель был на самом краю дальности полета советских бомбардировщиков, и на планах аэродром соединяла со столицей рейха прямая линия.

Приказ о бомбардировке Берлина 27 июля получил командир 1-го минно-торпедного авиаполка Евгений Преображенский.

Взлетно-посадочная полоса на Эзеле была слишком короткой, а припасов на аэродроме для выполнения такой крупной миссии не хватало. С большой земли пришлось доставлять не только бомбы, топливо и стройматериалы, но даже койки для размещения летчиков. И все это недалеко от линии фронта, в условиях противодействия вражеской авиации и флота. Морской караван привез запас бомб и авиационного топлива, вырвавшись из уже осажденного Таллина.  

Вечером 7 августа пятнадцать под завязку нагруженных бомбардировщиков ДБ-3Ф тяжело поднялись в небо. Каждый нес 750 килограммов бомб. Чтобы самолеты дотянули до Берлина и вернулись обратно, пришлось снять часть оборудования и лететь без хвостового стрелка.

Экипажи соблюдали полное радиомолчание. Тихо было не только в эфире, но и в кабинах летчики сидели в кислородных масках. За бортом было 40 градусов мороза, и льдом сперва покрылись стекла самолетов, а затем и очки летчиков.

В 1.30 улицы ярко светившегося в ночи Берлина сотряс грохот — упали первые советские бомбы. Целями были танкостроительный завод, авиазаводы Focke-Wulf и Heinkel, предприятие по выпуску авиадвигателей Daimler-Benz, завод радиотехники Siemens и железнодорожные станции.

Все 15 самолетов благополучно разгрузились. Внизу гасли огни столицы рейха — ошеломленные немцы вспомнили о светомаскировке лишьпочти через минуту после первых взрывов.

Мысль о появлении в небе над сердцем Германии советской авиации была столь невообразима, что до официального заявления Совинформбюро немецкое радио утверждало о налете 150 британских бомбардировщиков. Чем немало удивило англичан. При этом в Берлине насчитали девять сбитых самолетов. Тогда как на аэродром Эзеля вернулись все пятнадцать бомбардировщиков.

Требование Гитлера как можно скорее покончить с бомбардировками, так мешавшими нацисткой пропаганде, заставило немецкую армию оттянуть серьезные силы для захвата Эзеля. Но налеты советской авиации на Берлин продолжались еще в течение месяца. Они прекратились только после оставления Таллина и Моонзундского архипелага, в состав которого входит остров.

13 августа указом Президиума Верховного Совета СССР звания Героя Советского Союза за эту операцию были удостоены летчики-балтийцы полковник Евгений Преображенский, капитаны Василий Гречишников, Андрей Ефремов, Михаил Плоткин и штурман флагманского экипажа Петр Хохлов.

Участник первого налета Алексей Скрябин продолжал службу в авиации Балтийского флота до конца войны. С большим успехом действовал во время Восточно-Прусской операции, потопив со своим экипажем 8 транспортов общим водоизмещением 56 000 тонн. Уничтожение этих кораблей приблизило поражение блокированной в районе Кенигсберга крупной группировки немцев.

Талантливый художник, Алексей Скрябин после Победы занимался графикой и живописью.

Среди участников экскурсии разные люди: молодые парни двадцати с небольшим лет и повидавшие жизнь мужчины сорока и пятидесяти. Кто-то побывал в Музее впервые, кто-то не раз ходил по его залам. Объединяет их одно чувство — никого из них экспозиция «Подвиг Народа» не оставила равнодушным. От своего имени и от имени коллег Александр Ледяев говорит:

Величайшая благодарность сотрудникам Музея, которые сделали такую экспозицию, и руководству СРО Ассоциация «Школа без опасности», предоставившему возможность посетить ее.