31 августа работники ООО «ЧОП «Юг-Дельта» и ООО Охранное предприятие «СИнС-Профи» посетили экспозицию «Подвиг Народа» в составе экскурсии, организованной по инициативе президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского.
— Многое из увиденного вызывает трепет в душе, — говорит Алексей Родин из ООО «ЧОП «Юг-Дельта». — Такие экскурсии — хороший пример неравнодушного отношения к истории Великой Отечественной войны. Каждый зал вызывает сильные эмоции. Насколько я знаю, другой подобной экспозиции, кроме как в Москве, сегодня нигде больше не увидеть. Поэтому каждый, я считаю, должен воспользоваться возможностью, предоставленной руководством СРО Ассоциация «Школа без опасности».
Президент России Владимир Путин в этом году на одной из встреч с деятелями культуры высоко оценил усилия, вложенные в создание «Подвига Народа», и призвал создавать подобные экспозиции в других городах. Многие регионы могут рассказать уникальные истории, дополняющие летопись войны. А молодежи легче ассоциировать себя с событиями прошлого, ощущая их эхо в родных краях.
Юбилей одной из таких историй широко был отмечен 31 августа в Архангельске. Ровно 80 лет назад в этот город прибыл первый арктический конвой союзников. Этот день областным законом закреплен в качестве праздничного. В честь юбилея был проведен масштабный военно-морской парад, в котором было задействовано 15 боевых кораблей и судов обеспечения. Он состоялся у Красной пристани — там же, куда прибывали транспорты союзников. Музей Победы также освещает это событие.
Северные конвои стали примером уникального сотрудничества более чем 40 наций, объединенных борьбой с нацизмом. Конвоем «Дервиш» был запущен механизм эффективного использования общего военно-экономического потенциала стран антигитлеровской коалиции.
«Дервиш» вышел из Ливерпуля 12 августа. Корабли только прощупывали путь сквозь моря, где вели охоту немецкие подлодки, поэтому конвой был небольшим — всего семь транспортов. Его оберегал мощный эскорт, в который входили два британских авианосца.
Конвой был нагружен стратегическим сырьем (10 000 тонн каучука, олово, шерсть, топливо и т.д.) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, а также 15 истребителей «Харрикейн» в разобранном состоянии).
Грузы, поступавшие по проложенному маршруту, позволили на 30-40% восполнить потери в боевой технике, понесенные СССР в первые месяцы войны. В дальнейшем, когда Красная Армия научилась побеждать покорившую Европу машину вермахта, большее значение приобрели поставки не оружия, а оборудования и сырья. В первый год войны северные конвои доставили две трети всех грузов, ввезенных в СССР.
«Дервиш» сумел дойти до Архангельска без потерь. Однако свои сложности возникли. Самый большой транспорт конвоя, «Лландстефан Кастл», был до войны роскошным туристическим лайнером. Из-за своих размеров он не мог подойти к Красной пристани, так что для него пришлось срочно, за несколько суток, строить отдельный причал.
Всего за годы войны северным маршрутом прошло 75 морских караванов, в которые вошли около 1400 судов. В боях союзники потеряли более сотни кораблей. Наиболее трагично сложилась судьба конвоя PQ-17. Опасаясь атаки грозного немецкого линкора «Тирпиц», его охранение отошло, а суда рассеялись и стали добычей подводных лодок и авиации. Каждый день переход через северные воды давался каравану дорогой ценой. Всего было потеряно 20 транспортов из 36.
Пример подлинного военного братства содержит история корабля «Эмпайр Байрон». Кроме англичан, на нем находились советские моряки, которые прибыли в Британию с одним из предыдущих конвоев, а теперь возвращались на Родину.
5 июля судно было торпедировано. Экипаж успел спустить две шлюпки, на которых шестьдесят человек остались против северного ветра и моря. Среди выживших были старпом Пранс и советский врач Лескин. Именно они возглавили борьбу за выживание экипажа.
Опытный моряк Пранс руководил их собственным маленьким конвоем, а Лескин давал надежду людям, многие из которых находились в тяжелом состоянии после ранений и пребывания в ледяной воде. Он научил выживших массировать конечности и напоминал смазывать их жиром. В морозном краю без этих советов большинство было бы обречено на ампутацию.
Шлюпки поделили поровну воду и еду и шли к Новой Земле. Две недели люди провели в открытом море, пока их не нашел британский корвет. Пранс был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Еще один пример того, как борьба за правое дело заставляет забыть о противоречиях, можно найти в судьбе Андрея Романова, отпрыска царского рода. В Британии он вступил в ВМС простым матросом и ходил на легком крейсере в составе арктических караванов. Когда советские военные в Мурманске узнали, кто он, то сказали по-простому: «Ну, это дело забытое». Позже он говорил, вспоминая о своей службе на британском крейсере: «Мы радовались, что Красная Армия бьет фашистов и молились за свою Родину».
Арктические конвои — уникальный образец героизма и братства народов, сражавшихся за свободу человечества. Противоречия будущего никогда не перечеркнут подвига моряков разных стран, вместе бившихся против нацизма.
Мероприятия, посвященные тем событиям, поддержаны региональными и федеральными властями, Российским военно-историческим обществом и Музеем Победы. Сохранение памяти о Подвиге Народа — важнейшая миссия, в которой СРО Ассоциация «Школа без опасности» продолжает сотрудничество с Музеем.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»