CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

7 сентября экспозицию «Подвиг Народа» в составе экскурсии, организованной для членов СРО Ассоциация «Школа без опасности», посетили работники ООО ЧОП «ПРОФФИ» и ООО ЧОП «Альтаир».

Работа над экспозицией, открывшейся в прошлом году, продолжается непрестанно. Реставрируются и обновляются экспонаты, новыми открытиями историков пополняется рассказ экскурсовода.

— В Музее я бываю не впервые, — говорит Дмитрий Попов (ООО ЧОП «ПРОФФИ»). — Но каждый раз поражаюсь работе мастеров, создавших экспозицию. Историю Великой Отечественной войны я знаю хорошо, но мне все равно здесь очень интересно. Все выполнено на высшем уровне, удивительно реалистично, с невероятным вниманием к деталям. Буквально переносишься в то время.

В начале сентября обновился входящий в экспозицию «Подвиг Народа» зал, посвященный последним дням войны. Здесь появились подлинные музейные раритеты и видеопроекции, повествующие о бойцах, которые первыми прорвались к рейхстагу и установили на нем Красное знамя. Слайды рассказывают о разведгруппе Семена Сорокина, можно увидеть фигуры Рахимжана Кошкарбаева и Павла Брюховецкого… Здесь сделаем паузу. Разве эти имена связаны с водружением Знамени Победы?

Мы с детства знаем о подвиге Михаила Егорова и Мелитона Кантарии. И совершенно справедливо помним о них: эти храбрые бойцы пробились через заслоны осажденных гитлеровцев и водрузили штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии над рейхстагом. Но несправедливо, что забыты другие красноармейцы, которые в тот день пробились к зданию-символу гитлеровской Германии.

В центр Берлина вошли девять дивизий, составлявших 3-ю ударную армию 1-го Белорусского фронта. В каждой из них был изготовлен штурмовой флаг, который должен был возвестить о долгожданной Победе.

150-ая и 171-ая стрелковые дивизии первыми пробились к стенам рейхстага. Накануне их передовым частям удалось взять мост Мольтке — последний уцелевший мост через реку Шпрее в центре Берлина. Здание имперского собрания защищали эсэсовцы: солдаты дивизии «Нордланд», французы из дивизии СС «Шарлемань», латышский батальон иподразделения личной охраны Гитлера.

Командир 674-го стрелкового полка 150-ой стрелковой дивизии Алексей Плеходанов приказал лейтенанту Семену Сорокину сформировать разведгруппу, которая сможет подойти к рейхстагу.

Самодельное красное знамя хранилось под гимнастеркой у 19-летнего рядового Григория Булатова. Исторический момент в различных документах и воспоминаниях запечатлен по-разному.  Так, в журнале боевых действий 150-ой стрелковой дивизии записано: «...Лейтенант Кошкарбаев и разведчик Булатов 674сп по-пластунски подползли к центральной части здания и на лестнице главного входа поставили красный флаг».

В майском выпуске дивизионной газеты «Воин Родины» события описаны следующим образом: «…Офицер химическим карандашом крупными буквами вывел на полотнище: «Лейтенант Кошкарбаев, красноармеец Булатов». Ниже поставил часть и подразделение. Скоро к ним присоединились товарищи: Виктор Провоторов, Иван Лысенко, Михаил Габидуллин, Степан Орешко, Павел Брюховецкий, Михаил Пачковский. С ними — лейтенант Семен СорокинКошкарбаев подсадил Булатова в окно, сказал: «Ставь, Булатов». Вместе они водрузили алый стяг над рейхстагом».

Основные свидетельства сходятся на имени уроженца Свердловской области Григория Булатова. Когда красное полотнище появилось на фоне рейхстага, стрелки часов показывали 14.25. Было 30 апреля.

Через семь часов Знамя Победы появилось над крышей здания. И именно этот момент ярко запечатлелся в памяти поколений.

Надо сказать, что Михаил Егоров и Мелитон Кантария, воплотившие славу всех тех, кто в те дни сражался у рейхстага, никогда и не пытались представить водружение Знамени Победы как свой единоличный подвиг. Кантария в одном из интервью так вспоминал день 30 апреля: «Мы увидели перед собой рейхстаг — огромное мрачное здание с грязно-серыми колоннами и куполом на крыше. В рейхстаг ворвалась первая группа наших разведчиков: В. Провоторов, Гр. Булатов. Они укрепили флаг на фронтоне. Флаг тотчас же заметили воины, лежавшие под огнем противника на площади». По его словам, это зрелище вдохновило и их с Егоровым на скорый подвиг.

В тот день стены одной из последних цитаделей рейха не раз победоносно осенялись красным цветом. Каждая штурмовая группа старалась отметить триумф подготовленными заранее и самодельными знаменами. Пехотинец Михаил Бондарь так вспоминал о событиях 30 апреля: «Устремляемся к рейхстагу. Рядом бегут воины полков Зинченко и Плеходанова… Здание освещается огнем пожарищ. По лестнице, мимо статуи Бисмарку, устремляемся на второй этаж. Перескакивая сразу через две-три ступеньки, вырываемся наверх. Еще несколько витков — и нашему взору открывается купол рейхстага — тот купол, достичь которого мы так мечтали и на пути к которому теряли своих дорогих товарищей.

Выйдя наверх, Казанцев, Докин, Кагыкин и Стенников пробрались к скульптуре «Княгини Рундот», отыскали в крупе лошади дыру, стали укреплять наш красный флаг. Здесь же рядом Бобров, Лисименко и Минин из группы Макова водружают свой красный флаг.

Благодаря тесному взаимодействию всех подразделений, умелому руководству боями в этом огромном лабиринте всевозможных комнат и подвалов мы победили. Венцом этой победы явилось водружение над рейхстагом Знамени Победы, учрежденного Военным советом 3-й ударной армии и установленного М. Егоровым и М. Кантария».

Как видим, даже самые известные эпизоды Великой Отечественной войны могут обрести новую глубину при более тщательном изучении. Работа, проводимая Музеем Победы, позволяет не только сохранить, но и преумножить наши знания о подвиге предков.