CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

14 октября в составе экскурсии, организованной по инициативе СРО Ассоциация «Школа без опасности», экспозицию «Подвиг Народа» посетили работники ООО «ЧОП «Щит».

В прошедшие выходные Москва отметила свой день рождения. В связи с праздничной датой в Музее Победы подготовили мероприятия и обновили экспозиции, чтобы рассказать о подвигах москвичей — участников Битвы за Москву.

203 дня и ночи столица стояла под ударами врага. Москва — это 475 крупнейших предприятий страны, 15 процентов всего промышленного производства СССР. Ее взятие стало бы самым тяжелым ударом с начала войны. Кто-то считал — смертельным.

Тогда в Москве жило около четырех с половиной миллионов человек. В самом начале войны 350 тысяч из них добровольцами ушли на фронт. Еще 150 тысяч записалось в народное ополчение.

Первые бомбы упали на столицу уже в июле. Немецкие летчики не ожидали серьезного сопротивления. Сохранилась речь одного из генералов люфтваффе к сослуживцам: «Вам удавалось бомбить Великобританию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель — Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов». Однако немцы просчитались.

Московская противовоздушная оборона имела в своем распоряжении 600 истребителей, 1044 зенитных орудия и 336 пулеметов, 124 аэростата заграждения. И это превосходило противовоздушную оборону Лондона, над которым немцам пришлось несладко. За время активных бомбардировок Москвы люфтваффе лишилось в небе над городом почти полутора тысяч самолетов.

В МПВО служили 670 тысяч москвичей, две трети из них — женщины и девушки. Особую опасность представляли зажигательные бомбы, которых было сброшено более ста тысяч. Одну из них можно увидеть во время осмотра экспозиции «Подвиг Народа». На что способен огненный смерч, если вовремя не ликвидировать многочисленные возгорания, узнают на себе через пару лет жители Гамбурга и Дрездена, чьи города были выжжены дотла. Но в Москве бойцы МПВО не допустили катастрофы. В отдельные дни случалось пять-шесть тревог.

Еще около 600 тысяч жителей Москвы и области трудились на строительстве оборонительных укреплений. Столицу опоясало 676 километров противотанковых рвов, около 1400 километров проволочных заграждений и лесных завалов. Было установлено более 46 000 противотанковых ежей и создано свыше 30 тысяч огневых точек. Городской рубеж состоял из трех оборонительных линий: по Окружной железной дороге, Садовому кольцу и Бульварному кольцу.

Мужчины продолжали уходить на фронт. К концу года 40% рабочих города составляли женщины и подростки. Оставшиеся в Москве предприятия почти полностью перешли на производство военной продукции — уже в ноябре ее доля составляла 94% выпуска. Каждый восьмой советский самолет и каждый третий пистолет-пулемет вышли из цехов столичных заводов. 

Рос поток раненных. В столице и окрестностях функционировало свыше 200 госпиталей. Более 200 тысяч жительниц Москвы освоили сестринское дело, научились ассистировать при операциях, перевязывать раненных. И научились блестяще: четыре пятых бойцов, проходивших лечение в госпиталях столицы, вернулись в строй.

Самым тяжелым месяцем обороны Москвы стал октябрь. Советская армия терпела поражение под Вязьмой и Можайском. Гибли дивизии народного ополчения. Казалось, город уже ничто не спасет. Стали закрываться промышленные предприятия и магазины. 16 октября первый и последний раз в истории остановился метрополитен.

Возникшею было панику позволили пресечь хладнокровие и авторитет председателя Мосгорисполкома Василия Пронина (иными словами, главы города). В критический момент он обратился к москвичам по радио и заверил, что город оставлен не будет. Москва постепенно ожила, за общественный порядок взялись милицейские патрули. Сам Пронин утверждал, что массовой паники среди горожан и не было. Напротив, указывал он, когда было принято решение об эвакуации ряда предприятий, многие рабочие воспротивились этому, считая это малодушием и настаивая на том, чтобы остаться в Москве.

Каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио стала звучать песня «Священная война». В дни тяжелых оборонительных боев она помогала поддерживать боевой дух солдат и горожан. 19 октября в столице было введено осадное положение.

Немцы рассчитывали взять Москву за три месяца. Но через два месяца упорных боев их ждало нечто невообразимое: до сих пор отступавшая, истекшая кровью, все еще казавшаяся в Берлине не ровней вермахту Красная Армия перешла в контрнаступление. Оно началось 5 декабря и позволило отбросить врага на 100—250 километров. Германия потерпела первое стратегическое поражение в войне.

Работники ООО «ЧОП «Щит», посетившие экспозицию «Подвиг Народа», поблагодарили руководство СРО Ассоциация «Школа без опасности» за возможность посетить Музей.

— Очень хорошо сделанная экспозиция и прекрасный экскурсовод, — говорит побывавший в Музее Алексей Волков. — В конце жалеешь только об одном — что экскурсия уже закончилась. Всем коллегам рекомендовал бы взять с собой семью, детей и обязательно приходить сюда.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»