Работники ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л» и ООО «ЧОП «Юг-Дельта» посетили 21 сентября экспозицию «Подвиг Народа».
Недавно выставка получила очередное обновление — ко Дню оружейника был представлен экспозиционный проект «Герои тыла», посвященный Герою Социалистического Труда, директору Тульского оружейного завода, народному комиссару боеприпасов СССР Борису Львовичу Ванникову.
Теперь во время посещения зала, рассказывающего о подвиге тружеников оборонной промышленности, гости Музея могут увидеть архивные фотографии, образцы патронов и снарядов к минометам и зенитным пушкам, выпускавшиеся на Тульском оружейном заводе. Среди уникальных экспонатов — удостоверение № 1021 Государственного Комитета Обороны СССР на имя Ванникова. Документ необычен тем, что был выдан… вскоре после ареста Бориса Львовича.
Причины вопросов, возникших к нему у органов госбезопасности, остаются историкам неизвестными. В мемуарах можно встретить версии на любой вкус: от подозрений в шпионаже и заговоре до конфликта со Сталиным по вопросу принятия на вооружение некоторых артиллерийских орудий. Факт же состоит в том, что Ванников, арестованный 7 июня 1941 года, был освобожден уже 20 июля, немедленно реабилитирован и назначен сперва заместителем народного комиссара вооружения, а затем и народным комиссаром боеприпасов.
Это был талантливый руководитель, от решений которого зависело обеспечение Красной Армии боеприпасами всех видов и калибров. О том, как справился Борис Львович с этой задачей, свидетельствует простой факт: в 1942 году выпуск боеприпасов в стране увеличился вдвое по сравнению с 1941 годом. В 1943 — втрое. И это при том, что удалось одновременно удешевить производство и повысить качество военной продукции.
Наркомат боеприпасов действовал в тесном контакте с Наркоматом вооружений, в ведении которого оставались боеприпасы к стрелковому оружию. Второе ведомство Ванников возглавлял до войны. После него во главе Наркомата вооружений встал предприимчивый и энергичный Дмитрий Федорович Устинов.
Перед Устиновым стояли не менее масштабные задачи, чем перед Ванниковым. Точнее об этом скажут числа: во время одной только Сталинградской битвы советские войска израсходовали порядка 1200 железнодорожных вагонов патронов. Всего за годы войны армия израсходовала свыше 17 миллиардов патронов.
Сложности имелись и с характеристиками патронов. Так, наши основные пистолеты-пулеметы ППШ и ППС поначалу обладали небольшой дальностью эффективной стрельбы. Причина — малая мощность боеприпаса. Сперва планировалось за базу для разработки нового патрона взять уже существующий пистолетный или винтовочный. Но один был слишком слабым, а второй — избыточно мощным. В считанные месяцы конструкторы Н.М. Елизаров и Б.В. Семин создали промежуточный патрон, удовлетворявший всем требованиям Наркомата.
Другая трудность — дефицит многих материалов. На все нужды не хватало свинца, составлявшего 75% массы пули, биметалла (сталь-томпак), из которого делались гильзы, и даже оцинкованное железо для коробок с патронами стало представлять слишком большую ценность. Конструкторы находили возможность сократить их расход. Пули получали стальной сердечник, что позволило вдвое сократить расход свинца. Несколько производственных линий также из стали начали выпускать гильзы. Бумажные битумированные упаковки сменили цинк.
При этом нельзя было поступиться и качеством производства. Для примера: давление пороховых газов в гильзе достигает при выстреле 3600 атмосфер и выше, и каждый патрон должен выдержать такую нагрузку, чтобы оружие не подвело бойца в критический момент. Не должны были пострадать и другие характеристики.
Кроме того, каждое изменение означало необходимость вмешательства в налаженное производство. Усложняла ситуацию эвакуация промышленности, требовавшая воссоздания заводских линий буквально в чистом поле. Однако патронные заводы быстро осваивали новые технологические процессы, не допуская прерывания поставок в армию.
Только за 1942 год патронной промышленностью было выпущено около 6 миллиардов, а за 1944 год — свыше 7,4 миллиардов патронов. К началу Берлинской операции наши войска подошли с большим запасом, имея для битвы около одного миллиардов патронов, а израсходовав около 390 миллионов. Такие числа — результат беспримерных усилий героев тыла, о которых повествуется в рамках экспозиции «Подвиг Народа».
Ванников и Устинов еще много лет служили стране на ответственных должностях. Борис Львович стал одним из ключевых руководителей атомного проекта. Его прах погребен в Кремлевской стене. Дмитрий Федорович в дальнейшем стал министром обороны СССР. Урна с его прахом также замурована в Кремлевской стене.
Посетивший экскурсию Николай Шевчук (ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л») говорит:
— Сам я из Волгограда, поэтому до меня не нужно лишний раз доносить, какой подвиг совершил наш народ. Но могу сказать, что в Музее Победы испытал нечто подобное ощущениям из детства, которые меня охватывали, когда я впервые увидел панораму «Сталинградская битва» или поднимался на Мамаев курган. В Музее проделана отличная работа. Надо правильно доводить правду о войне, особенно до молодежи. И здесь с этим справляются.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»