Работники ООО ЧОО «Родикон» и ООО ЧОО «Спец-Групп» посетили экспозицию «Подвиг Народа» 13 октября.
Неизгладимое впечатление на людей производит начало экспозиции — мирная жизнь Брестской крепости, обрывающаяся взрывами, выстрелами и криками. Как говорят участники экскурсии, декорации быстро перестаешь воспринимать как декорации — и начинаешь видеть в них ожившие сцены истории.
В семье посетившего Музей Александра Пархоменко (ООО ЧОО «Родикон») были и труженики тыла, и участники боевых действий. Один дед погиб, второй сражался под Великими Луками, где был тяжело ранен. Бои там были столь ожесточенными, что их прозвали «малым Сталинградом». Александр Пархоменко уверен: «Не может быть в нашей стране безразличных к истории войны людей. Нет семьи, которой бы она не коснулась».
Брестская крепость, с которой начинается экскурсия, проводит нас в 1941 год. Тот год был летом тяжелых поражений, но и тогда на отдельных фронтах Красная армия показывала, на что она способна, когда враг не застает ее врасплох.
К середине октября, не достигнув ни одной из целей, выдохлось наступление нацистов и их финских союзников на Крайнем Севере. Операция «Платиновая лиса» стала одним из первых серьезных провалов вермахта.
Мурманск с началом войны оказался одним из ключевых портов СССР. Для его захвата Германия выделила дивизии, которые успели проявить себя в боях за Норвегию и хорошо знали северный театр боевых действий. Всего в пограничных районах было сосредоточено около 100 тысяч вражеских солдат. Планы были размашистые: взять базы Северного флота, блокировать Мурманск, выйти на побережье Белого моря и затем захватить Архангельск.
Вот только противостоящие им советские ветераны Зимней войны тоже кое-что знали о боях в Заполярье. Сперва немцы должны были смять три пограничных заставы. Однако, несмотря на подавляющее преимущество в численности и снаряжении, бои для противника вышли тяжелыми, а большая часть пограничников организованно отступила, навязав немецким егерям серьезное сражение. Это дало время подготовить оборону на реке Западная Лица.
Здесь немцы уткнулись в позиции 14-ой и 52-ой стрелковых дивизий. Дитль, командовавший германским корпусом, приказал возводить понтоны. Он готовился к наступлению, а вынужден был сесть в оборону — с тыла ударил батальон советских морпехов.
В последующие дни немцы прозевали еще несколько десантов. В результате намеривавшийся брать Мурманск корпус застрял посереди арктической пустыни с перебитыми линиями снабжения.
Просчитались немцы и с разведкой: уверенные в наличии дороги, ведущей прямо в Мурманск, они направили вперед танки… которые уперлись в крутой обрыв за станцией Титовка.
Однако в Берлине, ослепленные успехами на других фронтах, 20 августа потребовали любой ценой взять город. Для этого были выделены дополнительные силы, в том числе 9-ый полк СС. Прислали подкрепления и финны. Новое наступление началось 8 сентября. И провалилось с треском. Идейно заряженные эсэсовцы в бою были опрокинуты советской контратакой. Вскоре о новом наступлении немцы уже не думали. А советская 52-я стрелковая дивизия за успешные действия в суровых условиях Заполярья стала гвардейской.
В это время не менее важные события происходили южнее, где немцы целились на город Кандалакша, что на берегу Белого моря. Взяв его, гитлеровцы могли и не утруждать себя быстрым штурмом Мурманска, так как это бы отрезало от остальной страны весь Кольский полуостров и Северную Карелию.
Враг на этом направлении представлял собой смешанную немецко-финляндскую группировку из 36-го армейского корпуса вермахта, включавшего в себя дивизию СС «Норд» — главная ударная сила, и 6-й финской пехотной дивизии — всего около 40 тысяч человек.
Советские войска встретили их в полной готовности. Это был один из немногих фронтов, где все части (в первую очередь, 122-ая и 104-ая стрелковые дивизии) были успешно развернуты в соответствии с предвоенными планами.
Основное наступление началось 1 июля. Бои, о которых редко вспоминают на фоне страшных столкновений в Белоруссии и Украине, были изматывающими и кровопролитными. Спустя несколько недель непрерывных боев в некоторых ротах 122-й и 104-й дивизий оставалось по 25-30 человек. Однако дорого давалось продвижение и немцам, потерявшим к сентябрю около 10 тысяч человек. В результате битва заглохла — вермахт не имел сил на активные боевые действия. Все его цели на этом фронте были сорваны.
Успех обороны Заполярья во многом связан с именем первого секретаря обкома ВКП(б) Максима Старостина, руководившего Мурманской областью. Агрессивная политика Германии не оставляла никаких иллюзий, так что Старостин заблаговременно взялся за укрепление обороны Заполярья. Его энергичные действия позволили усилить боевую мощь Северного флота, создать Мурманский пограничный округ, четыре линии оборонительных укреплений на пути к Мурманску и Кандалакшский укрепрайон. Все меры сыграли свою роль в победах 1941 года.
Сохранился интереснейший дневник Михаила Старостина, который он вел всю войну. В нем есть следующая запись: «Взятый в плен ефрейтор пехотного полка заявил: «Ваши действия на Мурманском направлении очень удачны. Можно утверждать, что это единственное место на фронте, где с самого начала войны наши части не сумели продвинуться вперед. Вы нанесли нам большие потери». На Кандалакшском направлении настроение солдат, судя по показаниям пленных, не лучше. Солдат, взятый в плен, показал: «Нам обещали взять Кандалакшу за 12 дней и дойти до Белого моря, но до сих пор не сумели этого сделать, хотя прошло уже 6 месяцев. Настроение солдат подавленное — они не ожидали такого упорного сопротивления русских».
Под началом Старостина удалось наладить в Кандалакше производство минометов, мин, гранат и автоматов ППШ. Уже в начале 1942 года бойцам было выдано 2600 автоматов, собранных на местном заводе.
Огромное значение для боевого духа солдат имела забота об их семьях. Старостин распоряжался: «Организуйте помощь семьям ушедших в ряды армии, обеспечьте дровами, устройством на работу жен и детей в детсады». Он требовал от подчиненных меньше совещаний и больше конкретной работы. Ситуация в находившейся на военном положении области оставалась для ее жителей спокойной, насколько это возможно, и управляемой.
«Подвиг Народа» — экспозиция о таких людях, как Старостин. Которые, каждый на своем месте, самоотверженным трудом приближали победы на фронтах и триумф мая 1945 года.
Экскурсии на эту выставку, организованные СРО Ассоциация «Школа без опасности» по инициативе ее президента Сергея Саминского для работников охраны, продолжаются и проходят каждую среду.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности».