15 декабря экспозицию «Подвиг Народа» посетили работники ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ» и ООО «ЧОП «Юг-Дельта».
Начальник охраны Олег Туник (ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ») говорит:
— Все в нашей группе получили большое удовольствие. Я всегда стараюсь убедить своих коллег не отказываться от шанса увидеть экспозицию. Все, кто посетил ее, подходят с благодарностями — мне за то,что уговорил их сходить сюда, и руководству СРО ассоциация «Школа без опасности» за предоставленную возможность. Недавно я предложил присоединиться к экскурсии сотруднице, которая только что пришла к нам на работу. Она осталась в полном восторге: едва устроилась в ЧОП, а ее уже повезли в такой интересный Музей! Так что это влияет и на наш имидж работодателя.
Олег Туник пришел в Музей с супругой, учительницей младших классов. Увидев экспозицию, она поставила себе задачу — обязательно отвести сюда учащихся своей школы.
Если это удастся сделать в ближайшее время, ребята смогут увидеть новую выставку, которая открылась 10 декабря и приурочена к 125-летию со дня рождения одного из крупнейших военачальников Второй мировой войныКонстантина Рокоссовского. Среди экспонатов, вошедших в экспозицию, вещи, предоставленные потомками Маршала, а также журнал «Time» от августа 1943 года, на обложке которого изображен полководец.
До сих спорным является вопрос о месте рождения Рокоссовского. В ранних анкетах он называл Варшаву, а в позднейшей автобиографии указывал Великие Луки. В этом году в белорусских архивах нашлась запись из метрической книги, в которой как место рождения значится поселок Телеханы в Брестской области.
О своем происхождении Константин Рокоссовский говорил скромно, сообщая, что его отец был рабочим-машинистом, а прадед был военным. В действительности, Маршал происходил из польского дворянского рода. Его прадед воевал под началом Наполеона, отец же служил не просто машинистом, а ревизором Варшавской железной дороги. Константин Рокоссовский в Первую мировую войну поступил добровольцем в 5-й драгунский Каргопольский полк 5-й кавалерийской дивизии, был за храбрость награжден Георгиевскими медалями IV, III и II степеней и Георгиевским крестом IV степени. Его двоюродный брат и сослуживец Франц в смутные времена присоединился к боевой организации польских националистов.
Несмотря на все эти обстоятельства, казалось, подталкивавшие его к белому движению, Константин Рокоссовский сознательно вступил в Красную гвардию.
Гражданскую войну он провел в строю без перерывов. Бился против гайдамаков, бандитских отрядов, анархистов, белочехов… Воевал все 20-е годы: против вышедших в Забайкалье белогвардейских отрядов, против китайских националистов во время конфликта на КВЖД, служил инструктором в Монголии.
Опыт его был колоссален. Однако во время массовых репрессий он был арестован по подозрению в связах с японской и польской разведкой. За него вступился назначенный Народным комиссаром обороны СССР Семен Тимошенко. Рокоссовский был освобожден, восстановлен в звании и назначен командующим 9-м механизированным корпусом.
21 июня 1941 года застало его за разбором командно-штабных ночных учений. Как он вспоминал, утром с товарищами собирались на рыбалку. Как вдруг сообщение: на одну из застав прибежал поляк, служивший в немецкой армии. Он утверждает: Германия в считанные часы совершит нападение. «Выезд на рыбалку я решил отменить. Позвонил по телефону командирам дивизий, поделился с ними полученным с границы сообщением. Поговорили мы и у себя в штабе корпуса. Решили все держать наготове...»
К началу войны положенные по штату машины корпус имел только на бумаге. В условиях нарушенной связи с командированием Рокоссовский на свой страх и риск приказал вскрыть склады и снабдить части всей имеющейся в резерве техникой. «В день начала войны я написал больше расписок, чем за много предыдущих лет», — говорил он после. Его корпус, совершив 200-километровый бросок, провел одну из немногих успешных атак Красной Армии в те дни. Находившиеся под командованием Рокоссовского дивизии активно оборонялись и отступали только по приказу.
В июле, на фоне горькой картины отступающих по шоссе войск, с ним встретился командующий фронтом Тимошенко. «Собирай, кого сможешь собрать, и с ними воюй. Подойдут регулярные подкрепления — дадим тебе две-три дивизии». Штаб Рокоссовского составила группа офицеров, радиостанция и два грузовика. Нужно было разыскать и привести в порядок остатки несколько армий — при этом некоторых из них могло уже не существовать — и восстановить положение под Смоленском.
Рокоссовский организовал разрозненные дивизии в твердую силу: «В короткое время собрали порядочное количество людей. Были здесь пехотинцы, артиллеристы, связисты, саперы, пулеметчики, минометчики, медицинские работники… В нашем распоряжении оказалось немало грузовиков. Они нам очень пригодились». Так в районе Ярцево родилось соединение, получившее официальное название «группа генерала Рокоссовского». С ее помощью удалось деблокировать советские части, окруженные под Смоленском.
Его выводы помогали всем фронтам. Из воспоминаний Рокоссовского: «Наши уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе. Утверждалось, что пехота в ячейках будет нести меньше потерь от вражеского огня. Возможно, по теории это так и получалось, а главное, рубеж выглядел очень красиво, все восторгались. Но, увы! Война показала другое… Система ячеечной обороны оказалась для войны непригодной. Мы обсудили в своем коллективе и мои наблюдения, и соображения офицеров, которым было поручено приглядеться к пехоте на передовой. Все пришли к выводу, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи. В тот же день всем частям группы были даны соответствующие указания. Послали донесение командующему Западным фронтом. Маршал Тимошенко с присущей ему решительностью согласился с нами. Дело пошло на лад проще и легче. И оборона стала прочнее. Были у нас старые солдаты, младший комсостав времен Первой мировой войны, офицеры, призванные по мобилизации. Они траншеи помнили и помогли всем быстро усвоить эту несложную систему».
В полной мере талант Рокоссовского раскрылся в Курской битве, во время которой он командовал войсками Центрального фронта. Разведка позволила определить участок, на котором произойдет наступление, и здесь была создана насыщенная артиллерией, танками и пехотой оборона. Новаторским решением стало упреждение артиллерийского удара немцев — наши пушки ударили за десять минут до залпов противника, смешав им все планы. Наступление гитлеровцев захлебнулось, а Рокоссовский сумел спокойно передать свои резервы на другой фланг.
После Курской дуги и вышел тот номер журнала с его портретом на обложке. В статье были приведены слова Рокоссовского, произнесенные им еще в августе 1941 года. «Наша армия — народная. А народ — не машина, его нельзя уничтожить. Народ бессмертен. Немецкая армия развалится после первых же сильных ударов. Она порождена мертвящей фашистской идеологией, и потому обречена».
Закрепил свою славу Рокоссовский во время операции «Багратион». Именно он предложил удар по двум направлениям, позволивший раздавить фланги немцев и перемолоть мощнейшую группу армий «Центр».
Очень он был популярен среди простых солдат, к которым Маршал относился с неизменным уважением. Он подчеркивал: «Каждый командир и политработник обязан знать, что нет худшего в Красной армии преступления, кроме измены и отказа от службы, как рукоприкладство, матерщина и грубость, то есть случаи унижения достоинства человека».
Во время церемонии открытия выставки, посвященной Рокоссовскому, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков сказал: «Такие выставки имеют огромное значение, особенно для подрастающего поколения, потому что в Музей Победы приходят школьники, кадеты, выпускники учебных заведений и для них очень важно иметь перед глазами пример героя, который любил Родину».
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»