Состоялась общественная экспертиза профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения». Вопрос вызвал непростую дискуссию, но большинство участников согласилось — стандарт необходим.
Как отметил в начале встречи заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Дмитрий Галочкин, охранная отрасль стремится добиться признания общества и государства в роли значимой сферы деятельности.
Она объединяет свыше трех миллионов работников и 26000 предприятий, вносящих очевидный вклад в дело укрепления безопасности государства. Цифры значительные, однако даже в самом охранном сообществе звучит мысль, что отрасль все еще не состоялась.
Свидетельством тому является зачастую пренебрежительное отношение органов власти к ее развитию. Ряд ведомств не видит в частных охранных структурах той силы, которая способна обеспечить надежную защиту объектов (оставим в стороне вопрос справедливости такого мнения). Вследствие этого появляются попытки создать собственные службы безопасности. Возникает обособленная ветвь транспортной безопасности. Нормативно-правовая база, регулирующая сферу, сохраняется в окаменелом состоянии, почти не меняясь со временем.
В таких условиях совершенствование отрасли зависит от усилий самого охранного сообщества. Майскими указами Президента РФ для этого был предоставлен важный инструмент — профессиональные стандарты. Эта форма определения квалификации работников должна в ближайшем будущем прийти на смену традиционному перечню профессий. «Профессиональный стандарт дает сообществу возможность самому предложить норму, которая становится обязательной к исполнению», — подчеркнул Дмитрий Галочкин.
В НСБ первопроходцем в этом деле стала СРО Ассоциация «Школа без опасности». В ходе встречи был отмечен вклад ее представителей: президента Сергея Саминского, вице-президента по научно-методической работе Николая Степанова, исполнительного директора Марии Шапкиной и других специалистов в создание первого профстандарта отрасли — «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».
Почему этот процесс важен для НСБ? Когда-то для многих участников рынка охрана была не более чем выставлением сотрудника на пост. Получить бы контракт — дальнейшее неважно. Но были предприниматели, которые хотели работать над повышением качества охранных услуг. Со временем стало очевидно, что нюансы различных объектов требуют от охраны специализации. Профессионализм исходит от того, насколько руководство и работники ЧОО понимают и умеют учитывать особенности вверенного под их ответственность объекта. Исходя из этих особенностей, должна выстраиваться и подготовка сотрудников.
— В настоящее время охранная деятельность стоит на трех китах: саморегулирование, профстандарт и построенные на его основе образовательные программы для обучения личного состава, — сказал Николай Степанов.
Такие программы были созданы по каждому уровню профессиональной квалификации, закрепленному в первом стандарте НСБ. По одной из них уже был проведен первый экзамен, причем в комиссию вошли представители заказчика.
Так работает стандарт — будучи примененным в конкретной сфере деятельности в виде программ обучения. Он задает планку качества, необходимый уровень квалификации для человека, который надеется работать в данной сфере. И родитель, отдающий своего ребенка в школу в Москве, в Рязани или Хабаровске, может быть уверен, что тот будет находиться под надежной защитой, ведь допущенный к охране сотрудник не может иметь навыков ниже закрепленных в стандарте.
Это идеальная ситуация. Пока этот фундаментальный документ не распространен повсеместно, а регулятор до последнего времени указывал на него как на «имеющий рекомендательный характер». Однако сообщество нуждается в нем как в важном ориентире. В регионах имеется большая заинтересованность в продвижении профстандарта и созданных на его основе программ обучения. Следует отметить, что СРО Ассоциация «Школа без опасности» безвозмездно предоставляет разработанные ее специалистами учебные материалы и оказывает посильную помощь в их внедрении.
Охранное сообщество готово сделать второй важный шаг в развитии отрасли. На повестке дня профстандарт для очередной сферы деятельности, который разрабатывается экспертами Союза ОСО (Союз организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы). И хотя опыт СРО Ассоциация «Школа без опасности» стал большим подспорьем для его разработчиков, новый документ имеет огромное количество особенностей, отражающих специфику сферы здравоохранения.
В здравоохранении, согласно внутренней номенклатуре профильного министерства, существует 34 типа и 86 видов объектов. Они требуют применения шести различных вариантов пропускного режима. Это термин общий для любой охранной деятельности, но он скрывает за собой совершенно особые процедуры для каждой сферы. В школу проход возможен с разрешения дежурного администратора, при предъявлении паспорта и с занесением данных в книгу посетителей. В стационар через КПП проходит любой желающий и охрана задерживает только тех, кто вызывает подозрения относительно своих целей. В хосписах сам больной определяет пропускной режим, называя охране, кого стоит пропускать. В роддом допуск строго ограничен, а роженица покидает его только после родов.
В здравоохранении существует понятие «лечебно-охранительный режим». Это особый уклад деятельности учреждения здравоохранения, направленный на выздоровление пациента, в том числе психологическое. Малейший скандал, конфликт может драматически расстроить этот режим. Охрана стоит на его страже, помогая администрации не допускать нарушений.
Перечисление нюансов, которым должен быть обучен охранник учреждений здравоохранения, может продолжаться без преувеличения часами. Это понимают профессионалы, от которых зависит безопасность объектов этой сферы. Это представители как Департамента здравоохранения г. Москвы, так и всего Министерства здравоохранения, руководители которого высказывают однозначную поддержку профстандарта «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения».
Однако не все государственные ведомства согласны с необходимостью его разработки. В Министерстве труда настаивают на том, что сообщество должно сосредоточиться на общем, базовом профессиональном стандарте для охранной деятельности. По мнению Директора Дирекции развития профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Ольги Зайцевой, отрасли необходим «сквозной» стандарт, в котором была бы показана цепочка карьерного роста от охранника до руководителя подразделения. Что касается особенностей работы на различных объектах, то они могут быть учтены в локальных актах и должностных инструкциях.
Надо сказать, что эта идея высказывалось и во время создания первого профстандарта. Его все же одобрили, так как разработчики убедили Минтруд, что обеспечение безопасности детей — специфическая сфера деятельности, особенности которой не удастся вписать в некие обобщающие формулировки.
Однако неужели здравоохранение не является столь же специфической областью? В конце концов, раз уж мы говорим о детях, то не стоит ли упомянуть охрану детских больниц? Неужели их работа не столь сложна, как у охранников школ? А кроме того: есть малоподвижные люди, старики, инвалиды, с которыми взаимодействует работник ЧОО в учреждении здравоохранения. Как мы сведем их задачи к общему знаменателю с задачами охранника завода и склада?
Да и почему вообще возникает это странное противопоставление: базовый и специализированный профстадарт? Первый заместитель председателя ЦС УПК РОСС Александр Колясинский говорит:
— Наличие стандарта охранника общего профиля совершенно не запрещает наличие других стандартов в его развитие. Социальные стандарты для сферы образования, здравоохранения и культуры стали бы отличным дополнением к общему стандарту. Считаю, нельзя запрещать и даже просто не рекомендовать отрасли их создание, если она решила, что им нужен такой работник. Именно работник, а не охранник. К примеру, старший смены на объекте здравоохранения отвечает за лечебно-охранительный режим — и это особая деятельность.
Поддержал важность создания специализированного стандарта председатель Правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов:
— Почему я согласен со стандартом? Предприятия, которые работают на объектах, финансируемых за счет госбюджета, борются с одной серьезной тенденцией — демпингом. В отношении тех, кто его практикует, ни о каком качестве говорить не приходится. Они выигрывают тендеры только потому, что снижают расценки. Профстандарт — это инструмент, который все-таки заставит их поднять качество. В свою очередь, добросовестным организациям не нужно будет прилагать никаких усилий, чтобы соответствовать ему, так как они уже работают в соответствии с современными требованиями.
Вместе с тем, Александр Козлов отметил, что введение все новых и новых профстандартов в зависимости от категорий объектов, не должно быть генеральной идеей развития НСБ. Сообщество не сможет охватить ими всю отрасль. И поэтому в конечном счете нужно будет прийти к базовому профстандарту.
Заместитель начальника Управления по организации лицензионно-разрешительной работы Дмитрий Пискунов согласился с тем, что демпинг является серьезной проблемой для отрасли. Однако он заметил, что решение проблемы ведомство видит не в создании специализированных профстандартов, а в развитии действующего законодательства. Разработанный регулятором закон предусматривает особые требования к ЧОО, которые осуществляют охранную деятельность на объектах, финансируемых за счет госбюджета. Среди этих требований опыт работы, отсутствие нарушений за определенный период, наличие достаточного числа сотрудников (сегодня нередко заявку на конкурс подают юридические лица, штат которых состоит из одного директора). Что касается профстандартов, то регулятор считает достаточным создание одного общего для всей отрасли.
А что думают работодатели, которым и предстоит скорректировать деятельность своих предприятий для соответствия новым требованиям?
Президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов высказался однозначно:
—Для меня общий стандарт — значит «стандарт ни о чем конкретном». Все общее у нас уже изложено в Федеральном законе «О частной детективной и охранной деятельности», в массе подзаконных актов. А мне нужна абсолютная конкретика. Как я должен выстраивать работу на конкретном объекте с конкретными задачами, которые мне ставит заказчик? Профстандарт помогает нам в этом и необходим нам в работе.
Сообщество уже не раз пыталось создать общий профстандарт. Даже сейчас имеется сразу три проекта такого документа. До сих пор работа в этом направлении к успеху не привела. Да и можно ли вообще уместить в одной бумаге специфику охраны детских садов, травмпунктов, промзон и парков?
В действительности, можно, выделив самый базовый набор требований к квалификации работника. И безусловно, такой стандарт в будущем появится. Как верно было замечено в ходе дискуссии, охватить все сферы специализированными стандартами все равно невозможно. Но появись он сейчас, он затормозил бы развитие НСБ. Он бы просто повторил содержащиеся в законодательстве требования, не сдвинув охранную отрасль ни на шаг. А значит, создание отдельных профессиональных стандартов, по крайней мере для социальной сферы, представляется единственным путем к совершенствованию охранной деятельности.
Пресс-служба Союза ОСО