CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Работники ООО «ЧОП «Юг-Дельта» и ООО Охранное предприятие «СИнС-Профи», посетившие 23 марта экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!» разделили мнение об экскурсии, организованной СРО Ассоциация «Школа без опасности» — «Очень интересно и увлекательно».

— Я бывала на других выставках Музея, — делится впечатлением Юлия Перкина из ООО «ЧОП «Юг-Дельта», — и, на мой взгляд, даже для самого Музея Победы эта экспозиция — нечто уникальное, и выделяется своей интерактивностью, размахом и особой подачей. 

Усилия сотрудников Музея по воссозданию облика военной Москвы высоко оценил Дмитрий Зизюк (ООО Охранное предприятие «СИнС-Профи»): «Понравились реалистичные декорации, будто целые дома перенесли из прошлого. Очень способствует погружению в ту эпоху».

Немалый вклад в атмосферу делают также аутентичные экспонаты. Один из них в этом году отмечает юбилей. Эта дата хоть и не известна широко, но знаменует событие, имевшее огромное значение на ход военных кампаний — 90 лет назад с конвейера сошла первая «полуторка».

«Современная война есть война моторов. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей», — эти слова Сталин произнес 13 января 1941 года. Когда Советский Союз приступил к созданию автомобильной промышленности, руководство страны обратилось к опыту компании «Форд». Что естественно: она тогда производила около половины всех автомобилей в мире. В результате заключенного соглашения СССР получил производственные технологии и оборудование, воплотившиеся в огромном автозаводе в Нижнем Новгороде. Поэтому первые версии легендарного грузовика выпускались под названием НАЗ-АА. Имя же, под которым машина вошла в историю войны, она получила в 1932 году, когда город был переименован в Горький.

Фордовские наработки наши инженеры быстро приспособили к местным реалиям: усилили конструкцию картера сцепления и рулевого механизма, установили воздушный фильтр. Сперва кабину изготавливали из дерева и прессованного картона, но с 1934 ее стали делать из металла. В 1938 году стала выпускаться модернизированная версия «полуторки» с мотором мощностью 50 л. с. — ГАЗ-ММ.

Свое прозвище машина получила за грузоподъемность — полторы тонны. Однако в реальности она могла перевозить и большие грузы — с прицепом до трех тонн — и стала основной рабочей лошадкой Красной Армии в годы войны.

Сегодня можно встретить критические оценки «полуторки»: дескать, она была технически отсталой в сравнении с немецкими грузовиками. Вот только это сравнение игнорирует условия, в которых производились и применялись автомобили. Заведующий отделом реставрации Музея Победы Рашид Насыбулин рассказывает:

— В тяжелейших условиях войны простота обслуживания и ремонт этих машин, обучение управлению, а также приспособленность к работе в зимних условиях доказала их высокую эффективность.

Автомобили производства Германии, Франции, Италии, Чехословакии и Австрии, стоявшие на вооружении вермахта, были хороши для езды по автобанам. Но большинство из них имело недостаточную проходимость. Кроме того, разнообразие моделей затрудняло их снабжение запчастями и обслуживание. «Полуторки» были лишены этого недостатка, и их однотипность и универсальность стала одним из весомых преимуществ Красной Армии.

За первые шесть лет производства ГАЗ и московский завод КИМ выпустили почти полмиллиона грузовиков. Однако многие из них были направлены в народное хозяйство. В 1941 году в войсках всего имелось порядка 270 тысяч автомобилей, и это составляло лишь 40% от штатной потребности. Около половины парка составляли «полуторки». Грузовики массово мобилизовывались для нужд Красной Армии. В Музее Победы можно найти «полуторку» с надписью на кузове «Хлеб». Но это настоящая военная машина: она была передана на фронт осенью 1941 года. Этот грузовик не только прошел всю войну, но и продолжил службу после, аж до 1960 года, когда был водружен на постамент возле автобазы «Мосхлебтранса» № 23.

Огромное количество машин в 1941 году было утрачено во время отступлений. Войска еще не были в достаточной степени обучены маскировке стоянок, много транспорта терялось при атаках с воздуха. Во время Битвы за Москву «полуторка» в среднем жила всего несколько дней. В этих условиях простота конструкции становилась решающим преимуществом грузовиков Горьковского автозавода как с точки зрения производства, так и с точки зрения ремонта.

Стоит отметить, что в начале войны в Красной Армии ремонтные подразделения имелись только в танковых полках. Автомобилями же занимались удаленные стационарные ремонтные площадки с гражданским персоналом. Война заставила срочно изменить концепцию: появились бригады, восстанавливавшие поврежденную технику и искавшие необходимые детали; занимались ремонтом автомобилей армейские и фронтовые передвижные мастерские. Интересной находкой стали авторемонтные поезда, каждый из которых мог за день «поставить на колеса» пять автомобилей.

В столице быстро были развернуты мощности по ремонту легковых машин и грузовиков. Ими занимались на Внуковском авиаремонтном заводе, на котором изготовили и восстановили тысячи деталей и узлов автомобилей и военной техники. В январе 1942 года автомобильное производство было восстановлено в Москве на автозаводе ЗИС.

В критические месяцы войны конструкторы нашли способы еще более упростить производство «полуторок». Появилась модель ГАЗ-ММ-В, где «В» означает «военный». Рашид Насыбулин рассказывает:

— ГАЗ-ММ-В выпускался с кабиной, двери и верх которой изготавливались из брезента, гнутые передние крылья заменили на угловатые, откидным стал только задний борт. Оставили только одну фару и тормоза лишь на задней оси. Дворник стеклоочистителя приводился в движение рукой, а не электрическим моторчиком.

Благодаря этому производство как воздух необходимых грузовиков удалось сохранить на достаточно высоком уровне. Пусть максимально простой, этот грузовик мог все так же везти топливо, боеприпасы, продовольствие. Тогда как «совершенные» немецкие грузовики переставали заводиться в мороз и бросались при поломке сложных узлов.

Поэтому по праву «полуторки» считаются одним из оружий Победы. Их общий тираж, включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров. Подробнее о них и других машинах, служивших на полях сражений, можно узнать на выставке Музея Победы «Моторы войны».

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»