Работники ООО «ЧОО «Рубеж СБ» и ООО ЧОО «Флагман» 20 апреля посетили экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!».
После экскурсии ее участники активно делятся эмоциями от увиденного. Разочарованных нет и каждый выражает благодарность к организовавшему экскурсию руководству СРО Ассоциация «Школа без опасности».
— Экспозиция производит невероятное впечатление, — говорит Ольга Швецова из ООО «ЧОО «Рубеж СБ». — Не могу отметить что-то отдельно: все в целом оставляет неизгладимый след в памяти. Совершенно потрясающий экскурсовод, рассказ которого «оживляет» декорации и экспонаты. А еще радует возможность после экскурсии посетить другие выставки, которой я с удовольствием воспользовалась.
В Музее Победы начался цикл открытых уроков, посвященных авиации времен Великой Отечественной войны. В эти дни состоялась премьера фильма, посвященного судьбе маршала авиации Сергея Худякова, под чьим началом во время Битвы за Москву действовали военно-воздушные силы Западного фронта.
Родился Сергей Худяков в глухом селе Нагорного Карабаха. Уже в 16 лет он вступил в Красную гвардию, воевал против белых и националистических банд на Кавказе, участвовал в сражении за Царицын.
Его настоящее имя — Арменак Ханферянц. Сергеем Худяковым звали его друга, который спас Арменака, когда пароход, на котором они плыли, был потоплен английской канонеркой. Позднее этот Сергей Худяков был смертельно ранен во время конного рейда по тылам белоказаков, а будущий маршал авиации принял командование отрядом и вывел людей из окружения. В память о боевом товарище он взял себе его имя — в те годы существовала такая практика.
Кавалеристом Сергей Худяков оставался до 1932 года, когда он, следуя партийному призыву «Трудовой народ, строй воздушный флот!», решил перейти в авиацию. Он с отличием окончил факультет Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н. Е. Жуковского. Первый опыт воздушной войны он получил в ходе конфликта с Финляндией. Худяков тщательно изучал особенности действия авиации в зимних условиях, ее обеспечение горючим, боеприпасами, обмундированием, продовольствием, лично делал необходимые расчеты. Худяков сам вылетал на боевые задания и разведку, удостоверяясь, что его расчеты верны.
Начало Великой Отечественной войны он встретил в должности начальника штаба ВВС Западного Особого военного округа. В момент нападения Германии Худякова не было на посту — он находился в госпитале после операции. Лишь на четвертый день он смог вступить в командование имевшимися силами.
Но что осталось от них к тому моменту? Неожиданность нападения привела к разгрому множества аэродромов и огромным потерям в технике. Царила полная неразбериха. Потери от бомбежек усугублялись отступлением, во время которого было брошено еще немало самолетов. Немедленно переломить ситуацию было невозможно. Однако Худяков вернул ВВС управляемость, сумел резко снизить потери, грамотно рассредоточив уцелевшие самолеты и приняв меры к улучшению их маскировки. Сбереженные силы пригодились совсем скоро — над Москвой.
Командование войсками Западного фронта принял Георгий Жуков, при штабе которого заработала оперативная группа ВВС. Возглавил ее Сергей Худяков, который должен был организовать в преддверии контрнаступления надежное и бесперебойное взаимодействие с наземными войсками. Позднее именно это его умение отмечалось в представлении к званию маршала: «Помимо того, что хорошо знает авиацию, тов. Худяков имеет хорошую общевойсковую подготовку, что дает ему возможность наиболее полно увязывать взаимодействия авиации с наземными войсками на поле боя».
Опыт финской кампании весьма пригодился Худякову в ходе битвы за столицу СССР, проводившейся в схожих климатических условиях. Он понимал, как важно обеспечить беспрерывность вылетов авиации. Воздушные соединения были расставлены так, чтобы максимально оперативно реагировать на изменения обстановки. Были приведены в оптимальное состояние тыловые органы, от которых зависело снабжение и ремонт техники. Принятые меры позволили обеспечить зимой 1941 года высочайший уровень авиаподдержки.
За умелое руководство штабом в период решающего на тот момент сражения войны Худяков был 20 января награжден орденом Красного Знамени. Далеко не последняя награда в его послужном списке.
Не менее успешно действовала под его началом авиация в Курской битве, над Днепром и в Ясско-Кишиневской операции, после которой ему и было присвоено звание маршала.
Конечно, были в его карьере и неудачи. Но и они характеризуют его как личность. К 23 февраля 1943 года Худяков разработал план внезапной атаки немецких аэродромов. Однако, возможно, вследствие утечки, противник ждал этого налета. Решением главкома ВВС ряд командиров был наказан. Сама задумка Худякова, видимо, была признана удачной, так что его наказание не коснулось. Тем не менее, он вступился за своих людей и направил в Москву следующую телеграмму: «Во всем виноват я. Фон Грайм — командующий немецкой авиационной группировкой — обманул меня. Прошу отменить приказ о незаслуженном наказании офицеров».
Отзывы тех, кто пересекался с Худяковым по службе, положительно характеризуют его как человека и командира. Герой Советского Союза Василий Безбородов писал: «Большие знания и опыт, разумное сочетание высокой требовательности и принципиальности с уважительным отношением к личности и достоинству подчиненных, умение подбирать творческих инициативных помощников помогли Сергею Александровичу добиться эффективной работы штаба».
Главный инженер 1-й воздушной армии Александр Пономарев так вспоминал о нем: «Быстро нашли мы общий язык с С.А. Худяковым. В немногие свободные минуты Сергей Александрович делился со мной своими мыслями о реорганизации фронтовой авиации, чтобы повысить ее мобильность и уменьшить зависимость от органов снабжения и обеспечения. Командарм думал и над тем, как улучшить связь с наземными войсками. Так сложился конкретный план перестройки органов тыла, эксплуатации и снабжения авиационных войск. Худяков, человек неистощимой энергии и решительности, на свой страх и риск ввел эти перемены в армии».
После поражения Германии Худяков командовал советскими ВВС на Дальнем Востоке. Именно он разработал уникальный план десантной операции. Наши транспортники, заставая врасплох японцев, дерзко приземлялись прямо на вражеские аэродромы и высаживали десант, тут же принимавший боевой порядок. В ходе одной из таких операций был захвачен маньчжурский император, его министры и золотой запас японский марионетки.
Но этот успех и погубил Худякова. Один из самолетов, на котором перевозилось золото, на пути в Москву исчез, и в этом был обвинен маршал. Параллельно ему предъявили обвинение в измене Родине — будто бы в 1918 году он был завербован англичанами. В 1950 году Худяков был расстрелян. По сей день подоплека обвинения остается тайной. Точно известно, что всего через несколько лет Военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор в отношении Худякова и дело за отсутствием состава преступления.
Сегодня его заслуги в качестве военного руководителя, ковавшего победу наших ВВС над гитлеровскими люфтваффе, вновь оценены по достоинству.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»