Десятки тысяч человек посетили Музей Победы 9 мая. Торжественную атмосферу застали и участники экскурсии, организованной СРО Ассоциация «Школа без опасности» для работников частных охранных предприятий. Экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!» посетили работники ООО ЧОО «Родикон».
Сразу три поколения семьи Якуничкиных пришли на выставку. У всех свои эмоции, но каждый в восторге от увиденного.
— Такие экспозиции очень нужны, — считает Татьяна Якуничкина. — Наши дети, наши внуки должны это увидеть и прочувствовать.
Войну прошли два ее деда. Но на все вопросы о том, как это было, отвечали коротко: «Тяжело. Дай Бог вам этого не увидеть». Татьяна Якуничкина убеждена: «Новое поколение должно знать и помнить о подвиге предков».
Пятнадцатилетняя участница экскурсии Арина говорит, что прежде ей не приходилось бывать в столь интересном музее.
— Было неожиданно, что в экспозиции участвуют живые актеры, а все экспонаты можно потрогать, — делится она. — В результате по-особому чувствуешь историю. И когда проходишь в зал, где воссоздана землянка красноармейцев, едва ли не физически ощущаешь ее сырость и прохладу.
Ее бабушка Татьяна Георгиевна считает, что в контексте Дня Победы и происходящего в мире сегодня еще сильнее понимаешь значение подвига тех лет. «Воспринимаешь это под другим ракурсом, не как отдаленные события, а как нечто прочно связанное с настоящим. Увиденное очень трогает и проходит через душу».
Отгремело празднование Дня Победы. Но священной дата эта стала как ознаменование конца Великой Отечественной войны. Любопытно узнать, что же происходило в этот день в предшествующие годы сражений?
В 1942 году после грандиозной схватки под Москвой фронты перегруппировывались и наращивали силы перед новыми битвами. Зато яркие операции провели наши подпольщики.
На железной дороге «Ясень — Бобруйск» диверсионная группа партизанского отряда № 752 Виктора Ливенцева подорвала эшелон противника. Ливенцев, работавший до войны учителем, бился с немцами под Гродно и Брестом, оказался в окружении, но в Бобруйске собрал вокруг себя подпольную группу, разросшуюся вскоре до крупного отряда. Когда возникла угроза их раскрытия, ему удалось вывести в леса четыреста человек без потерь.
Его бойцы сражались в тылу врага под девизом «Убей немца в Беларуси, чтобы не был он под Сталинградом!». Только к осени 1942 года ими было пущено под откос 23 вражеских эшелона. Их боевые операции позволили восстановить советские органы управления на территории нескольких районов. За блестящее выполнение задач против оккупантов Ливенцову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Другой легендарный подпольщик Александр Сидорчук в это время действовал на Украине. Готовил диверсии против немцев он вместе с женой Адель Келем. Она имела немецкие корни и была незаменима в таких операциях.
9 мая 1942 года Совинформбюро сообщило о ярком успехе Сидорчука: на Ингульском аэродроме под Николаевым им было подорвано 27 самолетов противника, 25 авиационных двигателей, 2 ангара и мастерские для ремонта. Взрывы прогремели в светлое время суток. Сидорчук намеренно выбрал этот час, чтобы показать: нацистов здесь не боятся ни днем, ни ночью.
Сидорчук погиб во время другой крупной диверсии: он установил бомбы на складе нефтепродуктов, но был замечен противником. Не сумев уйти, он сильно пострадал при взрыве и скончался в больнице.
Накануне лета 1943 года фронты тоже застыли в ожидании больших подвижек. Впереди было сражение на Курской дуге, битва за Донбасс и форсирование Днепра.
В мае жарко было на Черноморском побережье. Остановив на первом этапе Битвы за Кавказ продвижение немцев, наши войска перешли в контрнаступление. Последней надеждой врага удержаться на Тамани стал рубеж «Готенкопф» — «Голубая линия». Здесь были созданы мощнейшие укрепления, которые можно сравнить по своей протяженности и насыщенности только с линией Мажино и линией Маннергейма. Более полутысячи долговременных огневых точек, 2500 мин на квадратный километр, глубокая траншейная оборона. Каждая полоса была перекопана, усилена бетонными бункерами, орудийными окопами, пулеметными площадками, имела разветвленную сеть коммуникаций. Станица Крымская стала одним из центральных узлов обороны врага. 9 мая 1943 года в сводке было сообщено: подавив сопротивление противника, наши войска очистили станицу.
Наступление на «Голубой линии» продолжалось еще несколько месяцев, пока в Берлине не стало ясно, что удержаться на восточном побережье Черного моря невозможно. Целый месяц потребовался немцам, чтобы вывести снаряжение и солдат, окопавшихся на Тамани. Выдавив их, Красная Армия вышла на исходные рубежи для освобождения Крыма от нацистов.
9 мая 1944 года эта история завершилась выдающейся победой — был освобожден Севастополь. Генеральный штурм созданного оккупантами укрепрайона начался 7 мая в 10.30 утра при поддержке всей авиации фронта. Оборона немцев стремительным ударом была прорвана, а Сапун-гора, превращенная в казавшийся неприступным форт, — освобождена от врага. 9 мая наши силы с нескольких сторон ворвались в город и выбили немцев и румын на их последний клочок обороны на мысу Херсонес.
Противник рассчитывал на эвакуацию. На Тамани ему удалось уйти от разгрома, но на сей раз возмездие оказалось неизбежным. Немецкие транспорты с солдатами один за другим отправлялись на дно Черного моря после ударов советских самолетов. Всего было потоплено более ста судов. Только в ходе эвакуации противник потерял около сорока тысяч человек. А всего при нашем наступлении гитлеровцы потеряли свыше ста тысяч человек убитыми и пленными.
Главная же победа ждала нашу страну через год. Спустя 77 лет потомки победителей помнят и чтут подвиг предков.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»