Новая экскурсия в Музей Победы ждала работников ООО ЧОО «Спец-Групп» и ООО ЧОП «ПРОФФИ» 10 августа. Участники осмотрели знаменитую экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!»
Близкие многих посетителей были участниками войны и бились на фронтах Великой Отечественной. Так, дедушка Сергея Сергеева (ООО ЧОО «Спец-Групп») был участником Битвы за Москву. Однако ветераны часто немногословны, когда дело доходит до историй о войне.
— Эта экспозиция — возможность хоть как-то прикоснуться к истории, которую они пережили, — говорит Сергей Сергеев. — Экскурсия и мне, и моим коллегам очень понравилась. Достоверные декорации, интересные экспонаты и яркий рассказ экскурсовода. Благодарен за приглашение посетить такую экспозицию.
Участники экскурсии также имели возможность ознакомиться с выставками, посвященными Дню железнодорожных войск. Кстати, на территории Музея есть уникальный экспонат — сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12, основу которой составляет оружие с линкора «Императрица Мария». Однако в Битве за Москву она не участвовала, и мы поговорим о ней в другой раз.
Одна из славных страниц в военной истории железных дорог связана с боем бронепоезда № 73 под Дмитровым.
В конце ноября гитлеровцы были близки к тому, чтобы атаковать столицу СССР с севера. Накануне они с наскока взяли Яхрому и теперь контролировали мост через канал Москва-Волга. Всю тяжесть сложившегося положения описал в своих воспоминаниях генерал армии Дмитрий Лелюшенко, командующий 30-й армией.
«Рассвет застал нас в Дмитрове. В городе было пустынно. Наших войск нет, только трехорудийная зенитная батарея стоит на площади возле церкви, неизвестно, кому подчинена. А южнее города, уже на восточном берегу канала Москва-Волга, слышна частая стрельба танковых орудий… Критическое положение! Противник вот-вот ворвется в Дмитров, а здесь штаб армии, и войск нет. И тут, на наше счастье, на линии железной дороги Яхрома — Дмитров появился бронепоезд. Он с ходу вел огонь. Машинист то резко бросал его вперед, то так же стремительно уводил назад. Когда бронепоезд подошел ближе, мы с начальником связи подполковником А. Остренко подбежали к нему. Вскочив на подножку, я постучал по башне. В броне зияли две свежие пробоины и несколько вмятин. Люк открылся, в нем показался человек в кожаной тужурке, какие ранее носили командиры-танкисты, но без знаков различия, лицо его было испачкано мазутом.
— Командир бронепоезда № 73 Малышев, — представился он. — Веду бой, уничтожил восемь танков…
Единоборство бронепоезда с двадцатью танками! Редчайший случай».
Старшему лейтенанту Федору Малышеву опыта было не занимать. Войну он встретил на границе, под Гомелем. В начале июля он со своим экипажем пережил страшный бой, после которого бронепоезд оказался совершенно разбит. Но в октябре в Брянске экипаж получил новую матчасть — как раз вовремя! Металла тогда не хватало, так что пришлось строить корпус из сырой броневой стали и разного нашедшегося на заводе материала.
Бронепоезд выдвинулся на позицию ранним утром 28 ноября — и тут же схлестнулся частями 7-ой танковой армии, переправлявшимися через канал. Других сил отразить этот удар у советских войск в тот момент не было.
Броне вермахта бронепоезд противопоставил четыре 76-миллиметровые пушки, восемь бортовых 7,62-миллиметровых пулеметов, четыре башенных пулемета и зенитный взвод со счетверенными пулеметными установками. Чтобы не дать врагу пространства, бронепоезд был разделен на две части, одна из которых представляла собой самоходную бронеплощадку.
Бой длился несколько часов. Пять раз немецкие танки шли в атаку. Пять раз только экипаж бронепоезда вставал между силами вермахта и открытым до Москвы Дмитровским шоссе.
Утром 29 ноября 73-й пополнил на станции Вербилки боекомплект, заправился водой и вновь ринулся в бой.
Три снаряда взорвались прямо в самоходной бронеплощадке, но конструкция выдержала. Экипаж оттащил убитых, раненых и продолжил бой.
Бронепоезд тащил свою бронеплощадку, пока не был подбит. Не имея возможности маневрировать, боевая машина представляла собой тренировочную мишень для немецких танкистов; в конце концов, ее можно было и обойти. Тогда простой машинист станции Дмитров А. Доронин пригнал к месту сражения паровоз и подцепил обездвиженный состав. Яростный поезд в пару и дыму вновь покатился по рельсам, засыпая немцев снарядами и пулями.
Но мало было паровоза. Чтобы занять подходящие позиции, нужно под огнем противника переключать стрелочный перевод. Сделать это вовремя, лишившись защиты брони, значило проявить недюжинное бесстрашие. Так что еще одним героем схватки стала восемнадцатилетняя стрелочница М. Литневская, получившая впоследствии орден Красной Звезды.
Бронепоезд принимал удар за ударом. Командирская рубка и орудийная башня были уничтожены. В корпусе зияли пробоины. Перегрелись стволы пулеметов и орудий. В какой-то момент только ураганный огонь счетверенной зенитки сдерживал противника. Бывший метростроевец Н. Фомичев, стоявший у зенитки, бил врага, пока не погиб от осколка снаряда.
Пятнадцать членов экипажа лежали убитыми и ранеными. В дыму, окутавшем состав, 73-й продолжал сражаться.
Он не пропускал врага, пока не подошли основные силы 1-ой ударной армии. Не сумевшие одолеть один бронепоезд, гитлеровцы вскоре отступили. Больше с северного направления немцы Москве не угрожали.
В наградном листе на уже капитана Малышева, также получившего орден Красной Звезды сказано: «В результате боев 28.11.41 г. противник был выбит с переправ; подходившие к переправам резервы танков и мотопехоты метким огнем бронепоезда рассеивались на путях подхода. Огнем бронепоезда уничтожено три танка противника, четыре танка подбито, уничтожено большое количество мотопехоты. 29.11.41 г. — уничтожен наблюдательный пункт противника в д. Микишкино, восточнее Микишкино уничтожена минометная батарея, рассеян взвод пехоты. Приведенные данные уничтоженных огневых средств и живой силы противника не полные. Противник расстреливался на подступах на глубину 4 км, полностью учесть не представлялось возможным. В бою с наступавшими танками и механизированными частями противника весь личный состав бронепоезда проявил организованность, стойкость, мужество, отвагу, показал умение владеть сложной техникой и вооружением».
73-й славно проявил себя и впоследствии. Это был один из первых бронепоездов, переброшенных под Сталинград. Всю первую половину сентября он не выходил из сражений. Снова бил танки, накрывал пушками артиллерию врага, рассеивал пехоту.
Однако 14 сентября 1942 года стало его последним днем. Над его башнями появилось сорок вражеских самолетов. Одолеть такую стаю бронепоезд никак не мог. Бомбы взорвались на бронеплощадках, рванул собственный боекомплект. Бойцы сняли сохранившееся вооружение и отошли к Волге. Затихший корпус могучей машины остался лежать у Мамаева Кургана.
И все же и это был не конец истории 73-го. Прошло немного времени, и экипаж заступил на посты в новом, только что построенном в Перми бронепоезде. Ему дали тот же номер. Так что еще не раз на разных участках фронта броневой состав с числом 73 на борту, точно восстав из пепла, наводил на врага ужас огнем своих орудий.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»