CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!» в составе экскурсии, организованной СРО Ассоциация «Школа без опасности», 17 августа посетили представители ООО ЧОП «ЭСКАРП 43» и ООО ЧОП «Альтаир».

— На экспозиции очень необычно подается история, — рассказывает Игорь Кординов (ООО ЧОП «ЭСКАРП 43»). — Не статичные экспонаты, а интерактивные материалы, медиатехнологии. Порадовало и содержание, ведь все это сопровождается интересным рассказом экскурсовода.

— Экспозицию можно сравнить с театром, — добавляет Элеонора Кординова. С Игорем Кординовым они пришли семьей. — Только вместе художественной постановки — наша живая история. Это делает экспозицию не только увлекательной, но и нужной. В ней заложена воспитательная функция. Каждый найдет здесь что-то свое: и маленький ребенок, и подросток, и взрослый человек.

Один из самых запоминающихся залов посвящен началу контрнаступления. Гостей выставки встречает оператор с кинокамерой. Он здесь не случайный персонаж, и задача его не менее важна, чем у артиллерийской батареи и танкового клина. Он — один из создателей документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой», которая получила в 1943 году премию «Оскар». «Один хороший фильм стоит нескольких дивизий», — сказал Сталин после его просмотра.

В конце ноября ситуация под Москвой сложилась тяжелая. Бои велись в ближнем пригороде. Вряд ли хоть кто-то из жителей столицы ожидал, что клещи вермахта ослабнут в ближайшие недели. Просто выстоять бы… Оператор Роман Кармен вспоминал: «Годы не вытравят образ Москвы тех дней. Пустынные ее окраины, опоясанные баррикадами, «ежами», зенитные батареи на опустевших площадях. Настороженная, в снежной пелене ранних морозов — такой увидят в хроникальных лентах Москву люди грядущих поколений».

И тем удивительнее для председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова было услышать от Сталина: «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм».

Задача была непростая. В начале декабря фронт зашевелился от озера Ильмень до Старого Оскола. Как отразить масштаб этой битвы? Фильмом занялись сразу два режиссера, Илья Копалин и Леонид Варламов, опытные руководители фронтовых киногрупп. Съемки вели тридцать кинооператоров.

Сценарий фильма писала сама жизнь, поэтому заранее можно было определить только какие-то основные направления. Суровая зима создала свои проблемы — самая современная техника на морозе выходила из строя.

Операторы не отворачивались от страшных кадров. Это был откровенный фильм, без прикрас показавший и победы, и то разорение, которое принесли в СССР гитлеровцы. Кармен с Георгием Бобровым запечатлели в Волоколамске виселицу на центральной площади и восемь повешенных комсомольцев. Василий Соловьев и Семен Шер сняли безжалостное уничтожение русской культуры — развалины Ясной Поляны.

Но даже эти повидавшие горя люди, бывало, не выдерживали. Анатолий Крылов рассказывал: «Женщина стояла у дороги, держа на руках раненого грудного ребенка. Она зажала его рану пеленкой, через которую сочилась кровь. А рядом на земле, у ее ног, лежал второй, постарше, убитый осколком бомбы. Она просила о помощи, просила, чтобы ее довезли с детьми до Смоленска. Она была в таком отчаянии, что до нее не доходило, что один ребенок уже мертв и его надо похоронить. Нас тогда так потрясла эта сцена, что ни у кого из троих операторов не поднялась рука снять убитую горем мать...».

Операторы были на передовой, снимая даже в разгар боя. Борис Небылицкий стал свидетелем разгрома 2-й немецкой танковой армии под Тулой, а Павел Касаткин и Теодор Бунимович участвовали в боевых вылетах авиации. Теодор Бунимович так рассказывал о работе на передовой: «Вспоминается бой за село Спас-Помазкино. Дорога к селу сильно обстреливалась из автоматов и минометов. Пришлось ползти, снег забивался в валенки, в рукава, в объектив аппарата. Несмотря на тридцатиградусный мороз, нам было жарко, мерзли только руки, лицо, механизм киноаппарата: перед каждой съемкой приходилось, лежа в снегу, отогревать аппарат под полушубком. Мучения доставляла перезарядка камеры — окоченевшие руки отказывались действовать».

Режиссер Илья Копалин в своих мемуарах описал работу над фильмом: «Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы. Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шел на монтажный стол. Монтировали и днем, и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замерзшими руками».

18 февраля 1942 года картина «Разгром немецких войск под Москвой» вышла в восемнадцати кинотеатрах столицы. Всего за неделю его посмотрели больше 430 тысяч москвичей. У кинотеатров выстраивались очереди.

Копии фильма отправились в США, Англию, Иран и Турцию. Во всем мире воочию смогли убедиться: гитлеровская армия, покорившая Европу, вовсе не непобедима. В Штатах картина прошла с огромным успехом. Ее несколько адаптировали для местного зрителя, при этом в этой переработке участвовал член Коммунистической партии США Альберт Мальц. Именно эта версия и получила «Оскар».

Фильм до конца войны определил на западе отношение к советскому солдату как несгибаемому, мужественному и дисциплинированному воину. А американская пресса писала: «Даже самый стойкий зритель порой отворачивается при виде некоторых сцен. Когда вам показывают после этого пленных немцев, вас невольно поражает, как русским удалось подавить желание разорвать на клочья своих пленных врагов».

Ошеломлен был корреспондент «Daily news»: «Покидая кинотеатр, каждый выходит с твердым убеждением, что война будет выиграна. В течение часа наблюдаешь неизведанные глубины человеческого горя и величие героизма. Это больше, чем еще один новый фильм. Это абсолютное воспроизведение правды».

Сегодня для некоторых стран правда тех лет стала слишком неудобной. Русский солдат, сражающий за право дело? Этот образ в «свободном» мире сейчас подцензурен. И наша задача сохранить и донести до будущих поколений правду, которую на западе хотят вымарать из памяти.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»