Представители ООО ЧОО «Спец-Групп» и ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л» 31 августа смогли увидеть уникальную экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!»
Уже более семидесяти экскурсий в Музей Победы состоялось по инициативе президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского для работников охраны. И еще не было случая, чтобы кто-то из посетителей ушел разочарованным.
Владимир Кошмин (ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л») от лица коллег выразил признательность за экскурсию.
— Впечатления самые лучшие! На эту экспозицию я еще не ходил, и был приятно удивлен увиденным: интересной подачей истории, качеством исполнения. Сотрудникам, которые были со мной, тоже очень понравилось. Так что, надеемся, у нас будет возможность посмотреть и новые выставки.
Экспозиция позволяет заглянуть в один из переломных моментов Великой Отечественной войны. Любопытно, что в Берлине были уверены: конец августа ознаменует окончательную победу Германии над СССР. Так считала свита Гитлера, оценив успехи, достигнутые вермахтом за первые недели войны. Вместо этого 30 августа началось сражение, которое привело к освобождению одного из первых советских городов — Ельни. До начала контрнаступления под Москвой эта операция была среди наиболее успешных для Красной Армии.
Диспозиция была такова: за полтора месяца до этого, 19 июля, передовые части 2-ой танковой группы Гудериана заняли Ельню, создав т.н. «Ельнинский выступ». До Москвы оставалось меньше трехсот километров. Однако дальнейшее наступление немцев застопорилось. Вроде бы разбитая на границе Красная Армия накрепко встала под Смоленском и начала наносить болезненные удары. Маневровая война на этом участке закончилась — началось позиционное противостояние. Немцы рассматривали оперативную паузу как небольшую передышку для подтягивания резервов. Но у советской стороны были свои планы.
21 августа Георгий Жуков распорядился подготовить операцию по уничтожению выступа. Особое значение придавалось артиллерии. В 24-ой армии, которой отводилась ведущая роль в наступлении на Ельню, был создан мощный артиллерийский кулак. На линии атаки удалось достигнуть преимущества над немцами в орудиях в 1.6 раз. А ведь и до этого наши пушки вызывали серьезное опасение главы генштаба вермахта Ф. Гальдера, который записал в дневнике: «Огонь артиллерии противника невыносим».
30 августа наступление началось. Удар советских войск был нанесен в основание выступа; одновременно ельнинская группировка противника должна была быть рассечена с востока на запад.
Красной Армии на 70-километровом фронте противостояло четыре немецкие дивизии. Преодолевать вязкую оборону было непросто: за первые два дня удалось проломить два километра.
Особо отличился 586-ой стрелковый полк, командовал которым полковник Иван Некрасов. Выходец из крестьян, успевший поработать в судостроении и на лесозаготовках, это был могучий и бесстрашный человек. Его полк часто навязывал немцам рукопашную схватку, в которой неизменно выходил победителем. Бои под Ельней были отчаянными: за село Гурьево безжалостное сражение кипело трое суток. При этом полковник Некрасов находился в первых рядах своих солдат. В одной из битв, когда полк попал под перекрестный удар немецких войск, он успешно продолжал руководить бойцами, будучи контуженным. После завершения операции полк стал гвардейским, а Некрасов получил звание Героя. Несмотря на множество ранений, он прошел всю войну, закончив ее в звании генерал-майора.
Хотя фронт продавливался тяжело, основание выступа постепенно стачивалось. Советские части продвинулись здесь на 6-8 километров. В результате немецкая группировка оказалась «придушенной», повиснув на тонкой горловине. Положение ее становилось безрадостным. Гитлеровцы, собиравшиеся наступать с плацдарма в сторону Москвы, принялись постепенно отползать со своих позиций.
Через неделю боев красноармейцы вошли в оставленную врагом Ельню. Она стала третьим советским городом, отбитым у фашистов.
В этих условиях Ф. Гальдер записал своему штабу в качестве успеха то обстоятельство, что некоторую часть войск удалось отвести из окопов скрытно, не лишившись их в разгроме. Хотя еще недавно он требовал: «Не сдавать Ельню ни в коем случае!»
Нашей 24-ой армией командовал талантливый генерал Константин Ракутин. Вот как он описывал последние часы сражения: «Завершающий удар нанесли ночью на 5 сентября. Под прикрытием темноты наши части обрушились на противника. Он обратился в бегство, оставляя окопы, заполненные убитыми, бросая оружие, боеприпасы, снаряжение, автомашины. Советские войска, развив темп наступления до 12-15 километров в сутки, перешли к преследованию разбитого врага, не давая ему закрепиться на промежуточных рубежах. Фашистская оборона была полностью разгромлена. Над городом Ельней снова взвился советский флаг».
Ракутин был опытным военным, сражавшимся еще в Гражданскую войну. Будучи пограничником, он участвовал в боях на дальних рубежах страны, на Амуре и на берегу Охотского моря. К сожалению, он не успел проявить свой командирский дар в полной мере. Во время Битвы за Москву он попал в окружение под Вязьмой. Ракутин умело организовал круговую оборону, до последнего вдохновлял бойцов, лично поднимал их в штыковую, но в начале октября погиб от осколочного ранения в голову. Лишь в 1996 году поисковики нашли его останки.
Стоит добавить, что именно под Ельней родилась Советская гвардия. В 1-ую и 2-ую гвардейские стрелковые дивизии были преобразованы 100-я и 127-я стрелковые дивизии 24-ой армии.
Что делает триумф еще более впечатляющим, так это то, что достигнут он был при паритете в живой силе. Ни о каком забрасывании «пушечным мясом», которое стало общим местом в западных материалах, не было и речи. Красная Армия побила немцев умением.
Хотя этот успех имел большое значение для подготовки к Битве за Москву, на целый месяц установив на этом участке фронта затишье, вермахт был по-прежнему полон сил для проведения новых наступательных операций. В октябре немцы снова вошли в Ельню, после чего ее оккупация продлилась два года. И, по совпадению, именно 30 августа она была освобождена вновь, на сей раз окончательно.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»