CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Экспозицию «Битва за Москву. Первая Победа!» 26 октября посетили работники ООО ЧОО «Спец-Групп», а также кадеты ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы», присоединившиеся к экскурсии по приглашению ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л».

Дети выходят с выставки в восторге — они и не вспомнят, когда так интересно узнавали о грозных событиях прошлого. А интересно — значит, крепко войдет в память.

— Экспозиция полностью интерактивная, что очень нравится современным детям, — говорит сопровождавший их педагог Наталья Миненко. — Им дали прикоснуться к настоящим образцам оружия и даже представить себя на поле битвы. Тут и взрослые не остаются равнодушными, а дети тем более. Увиденное запомнится им навсегда

В семьях почти всех ребят были участники Великой Отечественной войны. В силу возраста эти дети не застали живой рассказ ветеранов, но голос их предков звучит в истории общей Победы. И потому даже обычно шумные подростки почтительно затихают на Аллее памяти.

Сколько имен славных сынов и дочерей Отечества здесь! Среди них можно найти и Виктора Талалихина. Он погиб 81 год назад, 27 октября, в небе над Подольском. К тому моменту слава об этом летчике прошла по всему СССР. Старшее поколение наверняка помнит, по какому поводу прогремело его имя. А вот более молодым стоит рассказать.

Он был уроженцем Саратовской области, но подростком переехал с родителями в Москву. Жили они в доме на Остапковском шоссе (в наши дни оно «растворилось» в Волгоградском проспекте, и лишь один участок сохранил старое имя — Остапковский проезд). Талалихин трудился на Московском мясокомбинате (позднее ставшим Микояновским). Отец его был, можно сказать, нашим коллегой — он работал на том же комбинате сторожем, о чем, между прочим, Талалихин рассказывал с гордостью за него в эфире всесоюзного радио.

В 1938 году Талалихин был призван в армию и прошел военную авиационную школу летчиков. Незадолго до окончания службы началась Советско-Финская война, во время которой будущий Герой Советского Союза получил первый боевой опыт.

Сражался Талалихин на истребителе-полутораплане И-153. Машина юркая, но, несмотря на все модернизации, уже сильно устаревшая. Тем не менее, Талалихину удалось здорово проявить себя. Широко распространена информация о четырех сбитых им самолетах. Архивами она не подтверждается, к тому же на его участке И-153 действовали более как штурмовики, чем истребители. Тем не менее, награждение орденом Красной Звезды свидетельствует, что воевал он результативно.

В воздушных схватках Великой Отечественной войны уже опытный летчик был с первых дней. Его самолетом стал более продвинутый И-16. Этот крохотный истребитель (длина — менее шести метров!) с фанерной обшивкой вынес всю тяжесть воздушных сражений рокового 1941 года, оставаясь основным истребителем ВВС РККА до 1942.

Именно на нем Виктор Талалихин совершил свой подвиг — одним из первых протаранил в ночном бою вражеский бомбардировщик Хейнкель He 111. Шестиметровая, издали похожая на игрушку машина против почти двадцатиметрового монстра с двумя двигателями. Именно такие самолеты низвергли огонь на советские города в ночь на 22 июня.

О том бое успел поведать сам Талалихин: «Расскажу, как это произошло. В ночь на 7 августа посланцы обер-бандита Гитлера несколькими группами пытались прорваться к Москве. Я на своем «истребке» подстерег их в воздухе. Вскоре на большой высоте я заметил Хейнкеля. Он держал путь на Москву. «Нет, — думаю я, — не видать тебе нашей столицы». Я немедля атаковал его. Правый мотор вражеского бомбардировщика вышел из строя, самолет пошел на снижение, но круто изменил курс и повернул обратно. У подбитой машины остался еще один мотор. Я продолжал преследовать врага, непрерывно атакуя его. К концу шестой атаки вышли все боеприпасы. Выходит, отпускать бандита? Нет уж, только не это. Оставалось одно: протаранить фашистский самолет своей собственной машиной. Сначала я думал отрубить хвост Хейнкеля винтом. Но, когда я был нескольких метрах от него, враг дал по моему «истребку» пулеметную очередь. Мне обожгло руку. Медлить было нельзя. Надо было спешить. И я всей машиной врезался в него. Объятый пламенем Хейнкель камнем полетел вниз...»

Самолет Талалихина упал на территории нынешнего городского округа Домодедово, а сам летчик сумел выпрыгнуть с парашютом и приводнился в речку Северку (правый приток Москвы-реки), где его нашли местные колхозники.

За этот таран уже на следующий день Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Талалихин продолжил сражаться в советском небе против гитлеровцев и сбил еще несколько немецких самолетов (точные данные об их количестве разнятся). 27 октября был очередной боевой вылет. Самолеты кружили в небе над Подольском, пока один из них в клубах дыма не рухнул вниз. Это была машина Талалихина…

Прикоснуться к свидетельствам боевого пути героического летчика можно и сегодня. Причем у нас для этого даже больше возможностей, чем у людей, живших в эпоху более близкую к описанным событиям. Хотя место падения И-16, на котором Талалихин совершил таран, было примерно известно, в годы войны было не до его поисков, а потом никто отчего-то за них так и не взялся. И только в наше время, в 2014 году, благодаря поисковикам, удалось найти обломки истребителя. Они лежали в лесу в 20 километрах от Москвы. Проверка по номеру двигателя подтвердила, что это тот самый самолет, благодаря которому в далеком 1941 году Хейнкель не донес свой смертоносный груз до города. Части И-16 сегодня можно увидеть в Домодедовском историко-художественном музее и в музее Московского авиационного института.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»