8 марта экспозицию «Подвиг народа» посетили представители ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ» и ООО ЧОО «Спец-Групп».
В этот праздничный день в экскурсионной группе было несколько женщин. Так, со своей семьей, женой и дочерью, пришел Олег Туник (ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ»).
Его дочь Мария была воспитана папой, бывшим сотрудником правоохранительных органов, в духе любви к Родине. Так что путешествие в военные годы для девушки стало ничуть не скучным, а напротив: запоминающимся и интересным подарком. Это и впрямь прогулка по прошлому: музейные залы создают непередаваемую атмосферу, погружаясь в которую, словно проваливаешься сквозь десятилетия и по-особому переживаешь грозные события.
Экскурсия, прошедшая 8 марта, дает нам повод вспомнить о женщинах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Наверное, о девушках-снайперах, летчицах, санитарках и связистках сразу вспомнит каждый. Но женщины освоили, пожалуй, каждую воинскую профессию: были минометчицами, пулеметчицами, мотострелками.
Наш сегодняшний рассказ пойдет о Елене Колесовой. Она была разведчицей и командиром диверсионной группы специального назначения.
До войны будущая разведчица была простой учительницей, только-только закончила педагогическое училище. Работала в Москве в школе № 47. Сегодня это школа № 1231 имени В. Д. Поленова — может, кто-то из читающих эти строки охранников стоит на посту именно здесь?
Елена Колесова с самого начала войны рвалась на фронт. Едва узнав о нападении Германии, тут же поехала в райком. Но ее взяли только на курсы сандружинниц. Она стояла на своем: хочу бить врага на передовой! Ей отвечали: «Ждите повестку». Повестки не было. Так что ее первым (и, впрочем, тоже немалым) вкладом в будущую Победу стало участие в строительстве оборонительных сооружений.
В октябре 1941 года ей наконец удалось попасть в специальную группу майора Артура Спрогиса. Это был опытный диверсант и разведчик, который еще в Испании попортил немало крови франкистам и их итальянским и немецким союзникам.
Времени на основательную подготовку не было, так что Елена Колесова оказалась в тылу врага в том же месяце. В Рузском районе Подмосковья она вела разведку, ставила мины, нарушала связь противника.
Первое задание чуть не стало последним: Елену и ее боевую подругу Нину Шинкаренко схватили и отвели в гитлеровский штаб. Но там не поверили, что эти девушки представляют какую-либо угрозу и после недолгого допроса отпустили.
Второе ее задание было в знакомых нам местах — вблизи деревни Акулово, где в это время сдерживала решающий натиск немцев 32-ая дивизия полковника Полосухина — об этом мы рассказывали ранее. Группа Елены Колесовой 18 суток провела в напряженном противостоянии с врагом, осуществляя минирование и разведку.
В учительнице, как выяснилось, жил отчаянный воин. Товарищи дали ей характерное прозвище: «Алешка-атаман».
Опыт этих суровых недель показал: женский отряд в тылу врага может действовать с чрезвычайной эффективностью. Они незаметнее, противник зачастую не ожидает, что юная девушка представляет для него смертельную опасность.
Об этих днях лучше рассказать из первых уст. Для этого обратимся к дошедшим до нас письмам Елены Колесовой родным:
«Тетя Наташа, помнишь, я говорила, что с самолета прыгать не могу и даже подняться не смогу? А вышло так, что пришлось и лететь, и прыгать. Вот было здорово! Уселась на крышу какого-то сарая и встать не могу. Потом уже опомнилась, отцепила что надо да бежать.
В этот же день был сильный бой. Представляете, ребята наши хитрые: 11 человек выгнали из деревни целый батальон, так что немцы бежали в кальсонах, босиком, оставив все. А остальные поджидали их на той дороге, по какой бежали немцы. Ну от этого батальона ничего не осталось.
Мне командир поручил захватить языка. В общем, охотилась на часового. А дальше было и смешно, и опасно. Если все вели огонь из-за укрытий, то мне пришлось, сидя верхом на часовом, успокаивать его, ударяя кулаком по голове, и приходилось отстреливаться из своего верного ППШ, так как сидела на дороге посредине деревни. В общем, были дела…»
За несколько месяцев ее группа выполнила четыре сложнейших задания за линией фронта. При этом в январе 1942 года разведчицам пришлось вступить в бой с немецкими десантниками. Девушки заняли фланг взвода, оборонявшего деревню Казары.
— Ну как, девичий фланг, держитесь? — спросил Колесову красноармеец с соседнего участка, подползший их проверить.
— Вы бы лучше за парнями поглядели, — задорно ответила «атаманша».
Девичий фланг не дрогнул и отошел только по приказу. Все участницы этой схватки были награждены. Елена Колесова получила орден Красного Знамени.
Но следующая за этим операция стала роковой.
В ночь на первое мая отряд из 12 девушек во главе с Колесовой был сброшен на парашютах над Минской областью. Опыт десантирования был не у всех разведчиц. В результате три из них погибли при приземлении, еще одна выбыла из-за травмы позвоночника.
Тем не менее, группа продолжила выполнение задания. Это была уже не просто разведка и тихое минирование. Девушки устроили в тылу немцев полномасштабные боевые действия! Горели штабы оккупантов и коллаборантов. Под откос шли эшелоны с солдатами и техникой. Подрывались мосты.
Разведчицы действовали дерзко. Как-то Елена Колесова устроила подрыв железной дороги посереди бела дня, прямо на глазах часового. Было это так: она взяла десять килограммов взрывчатки, «одела» ее в детскую шапочку, одеяло, переоделась сама — и вот идет молодая мама с ребенком на руках. Прохожие бы удивились, заглянул в личико этого «ребенка». Подошла к железной дороге, видит: на солнышке разомлело часового, охраняющего здесь участок дороги. Взобралась на насыпь, спокойно заминировала полотно, а после взрыва ловко ушла от преследования.
Гитлеровцы назначили за ее поимку 30 тысяч рейхсмарок, корову и два литра самогона. В листовке ее называли «атаман-десантница Лелька» — «высокая, здоровенная, лет 25, с орденом Красного Знамени». Враг был настолько ей устрашен, что в донесениях указывалось, будто у «атаманши» под началом не менее 600 партизан.
Немцы осадили район, где базировалась группа, но разведчицы ускользнули глубже в лес. Еще четыре с половиной месяца продолжалась их тайная война.
На 11 сентября местные партизаны запланировали атаку на крупный гарнизон немцев. К операции присоединилась группа Колесовой. Она шла на бой веселая, много шутила, была в первых рядах.
Нападение прошло успешно. Но не без потерь. Смертельное ранение получила Елена Колесова. Вспоминали, что в ее автомате кончился диск, и она потянулась достать новый — да тут же упала. Пуля попала в грудь. Ее перевязали, но было поздно. Из последних сил она сказала: «Оставьте меня. Идите бить немцев. Я здесь полежу одна».
Но не одной ей лежать в земле. Ее похоронили в братской могиле под Минском, рядом с боевыми подругами, как она попросила сама.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом отвагу Елене Колесовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»