CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

29 марта на экспозиции «Подвиг Народа» по приглашению руководства СРО Ассоциация «Школа без опасности» побывали представители ООО ЧОП «ЛЕГИОНЕР-100», ООО ЧОП «Эскарп 43» и ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ».

Посетивший экспозицию Роман Попадюк (ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ») поблагодарил президента СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергея Саминского за возможность побывать на экскурсии и рекомендовал каждому воспользоваться приглашением в Музей Победы. 

— Конечно, мы проходили это в школе, знаем историю, но все равно даже у взрослых мужчин вставал комок в горле. Настолько реалистично отображена Великая Отечественная война. Обязательно приду сюда снова, со всей семьей, с детьми и внуками. Это нагляднейшее пособие по тому, что пережила наша страна, с учебниками не сравнится. Конечно, в мыслях возникают параллели с СВО. Зная, что творили нацисты тогда, понимаешь, что мы должны не дать повториться их бесчинствам сегодня.

В дополнение к постоянным экспозициям в конце марта в Музее Победы были подготовлены выставки, связанные с празднованием Дня работника культуры и Дня театра. Темы эти очень даже актуальны в контексте Великой Отечественной войны. Неслучайно на другой экспозиции, «Битва за Москву. Первая Победа!», в одном из залов воссоздан фасад Театра имени Вахтангова, разрушенный попаданием бомбы. О созданной его артистами фронтовой концертной бригаде мы рассказывали. Она была далеко не единственной. Например, Смоленский драматический театр стал театром Западного фронта и просуществовал в этом формате до конца войны.

Уже 23 июня 1941 года в руководстве партии людей искусства призвали разделить фронтовую жизнь с воинами Красной Армии. Вскоре были сформированы первые фронтовые концертные бригады.

Полевая жизнь не способствовала составлению четкой, тщательно спланированной и отрепетированной программы. В течение одного концерта артисты могли демонстрировать таланты в самых разных направлениях творчества: от чтения стихов до цирковых номеров. Сцены сколачивали из досок, представления давали на опушках леса, в полях, где еще пахло дымом недавних сражений. Декорации делали из ящиков, в которых хранили минимальный реквизит. В зависимости от наклеенной аппликации ящики превращались в обстановку старинного кабинета, богатой гостиной или городской улицы. Афиши нередко открывал лозунг: «Искусство — фронту!»

Скудость реквизита была наименьшей из проблем. Концерт мог прервать грохот артиллерии или вой штурмовиков. Николай Черкасов (наиболее известный ролью Александра Невского в одноименном фильме) как-то выступал на Ропшинском аэродроме. Рядом то садились, то взлетали истребители, сражавшиеся в небе над Ленинградом. В любой момент мог произойти налет.

Такие случаи бывали. Народная артистка СССР Нина Сазонова вспоминала, как участвовала в концерте на передовой, когда до сцены донесся рокот с неба. «На землю!» — раздались крики. Немецкие бомбардировщики били по скоплению солдат. А артистки в это время находились словно в центре мишени, на сцене, в ярких красных сарафанах — какой гитлеровский хищник откажется от того, чтобы дать очередь по такой цели? Спасли девушек красноармейцы, накрыв их своими телами.

Нина Сазонова выступила во время Битвы за Москву, пожалуй, во всех передовых частях. Иногда за день давались концерты в нескольких подразделениях. Дорога между ними бывала опасной. Однажды артистам пришлось пробираться по тропке, проделанной в минном поле. Нина Сазонова споткнулась и наступила на мину. Сопровождающий вовремя предупредил: «Не шевелись!». Для солдата дело привычное: он наказал ей вести себя смирно, а сам отвел других артистов в часть. Нине Сазоновой пришлось одной стоять на минном поле целый час, пока до нее не добрался сапер.

Не всегда бригаду сопровождало везение. В 1942 году почти вся труппа Нины Сазоновой погибла. Во время боев под Харьковом вновь находившиеся на передовой артисты оказались в окружении. Немцы их не пощадили и расстреляли. А Нине Сазоновой пришлось несколько дней в одиночку выходить лесами к своим.

Случалось, что бригада приезжала давать концерт, а заставала пустую деревню или покинутые окопы — успела смениться линия фронта.

Многие артисты намеревались сойти со сцены, взять в руки винтовку и встать в ряды своих зрителей в гимнастерках. Но руководство страны придавало их творческому вкладу в Победу не меньшее значение, чем винтовкам и пулям. Народный артист СССР Владимир Зельдин, едва закончив сниматься в фильме «Свинарка и пастух», направился в танковое училище. Но становиться танкистом ему запретили, наказав продолжить службу артистом. До конца войны он был участником фронтовых трупп.

Выездные бригады дошли с Красной Армией до Берлина. Еще не прозвучал салют Победы, еще не был даже окончательно разбит гарнизон столицы рейха, а на улицах города уже давались концерты. Например, труппа Большого театра в первые дни мая 1945 года дала в Берлине спектакль «Так и будет», поставленный по пьесе Константина Симонова.

Всего в годы Великой Отечественной войны было создано около 4000 фронтовых концертных бригад. Больше всего в Москве — порядка 700. Особый подвиг совершили артисты Ленинграда. В осажденном городе действовало театральных бригад немногим меньше, чем в столице, — до 500.  

Эти концерты были для красноармейцев словно весточкой мирной жизни. Нередко после выступления артистов предстояло идти в атаку. И, как вспоминают многие ветераны, тогда солдаты ощущали особый подъем и редко такая вдохновенная атака не оканчивалась победой.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»