19 апреля экскурсию «Подвиг Народа» посетили работники ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ» и ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ».
Как всегда, увиденное вызвало положительные отклики всех участников. Причем многие из них посчитали наиболее интересной не ту часть, что повествует о битвах, а ту, в которой ведется рассказ о героизме тружеников тыла. Тема эта обычно остается в тени сражений, но именно в тылу ковался меч, которым была завоевана Победа.
Ранее мы начали рассказал о боях за Донбасс осенью 1943 года. Его освобождение — это не только военный подвиг, но и трудовой.
Донбасс предстал перед Красной Армией в разрухе. Немцы, поняв, что хозяевами этой земли им не стать, мстительно опустошили ее. При отступлении вермахт превратил родной край трудолюбивого народа в выжженную пустыню. Было вывезено 2500 составов различного имущества, а что нельзя было украсть — превращено в руины и пепел.
После нашествия население Донбасса составляло меньше половины довоенной. Все 882 шахты были завалены или затоплены. Все крупные электростанции остановились. Из 1341 довоенного предприятия годилось для эксплуатации всего 61.
С откровенностью гитлеровского хищника побитый Красной Армией немецкий генерал Эрих фон Манштейн писал в своих мемуарах: «Было разрушено, уничтожено или вывезено все, что могло помочь противнику немедленно продолжить свое наступление на широком фронте по ту сторону реки, то есть все, что могло явиться для него укрытием или местом расквартирования, и все, что могло обеспечить его снабжение».
Гиммлер требовал: «Необходимо добиваться того, чтобы при отходе из районов Украины не оставалось ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного рельса; чтобы не остались в сохранности ни один дом, ни одна шахта».
Современные нацисты, надо сказать, чтут эти варварские традиции предшественников. Ну а мы чтим традиции своих предков, которые, освободив родную землю, принялись за ее скорейшее восстановление.
Произведенное гитлеровцами опустошение ничем им не помогло — Красная Армия скоро вышибла их с Днепра. Но главной победой над нацизмом должно было стать, наперекор злобе врага, возрождение и процветание Донбасса.
На западе писали: «На восстановление Донбасса Советам понадобятся десятилетия». На десятилетия и ошиблись.
22 февраля 1943, задолго до полного освобождения региона, ГКО принял постановление «О восстановлении шахт Донбасса». Сперва возродился труд вокруг Ворошиловграда (нынешнего Луганска). А 8 сентября, когда прошли считанные часы после изгнания немцев из Сталино (Донецк), здесь уже висели объявления о приеме на работу.
Шахтеры все силы бросили на восстановление выработок. Трудились целыми семьями. Добровольцы спускались в затопленные ходы и, работая в холодной воде, вытаскивали на поверхность механизмы.
Откачка воды стала отдельной огромной задачей. По оценкам специалистов, ее скопилось в шахтах около 600 млн. тонн. Франция после Первой мировой десять лет откачивала со своих рудников вшестеро меньший объем.
Производить мощные помпы промышленность, сосредоточенная на минометах и винтовках, не могла. Для подъема воды переоборудовали коробы для угля, приспосабливали оборудование с золотодобычи, использовали изобретательную систему горизонтальных насосов.
Важной формой помощи Донбассу стала система шефства. Отдельные районы и предприятия с востока страны направляли в будущие Луганскую и Донецкую области станки, инструменты, строителей и монтажников. Для местного населения снаряжали грузы продуктов, одежды, различных товаров первой необходимости.
Уже в октябре в строительно-монтажных работах было задействовано почти 50 тысяч человек. Однако остро не хватало главных людей — шахтеров. После двух лет войны их осталась десятая часть. Важность донбасского угля была такова, что сотни специалистов были командированы на трудовой фронт из Красной Армии. В дальнейшем была проведена еще более широкая демобилизация рабочих угольной промышленности.
В забой массово вставали женщины. По мере обучения их процент возрастал и достиг в 1945 году почти половины рабочих в шахтах. При этом трудились они вручную — необходимое оборудование стало поступать только в 50-х годах.
Самое поразительное, что, несмотря на все невыносимые сложности, лопатой и отбойным молотком уже к 1950 году, а не спустя десятилетия был достигнут довоенный уровень добычи угля. Десятки шахт вышли на этот уровень уже в 1945 году.
В 1943 году разоренный Донбасс дал чуть больше 4 млн. тонн угля. В 1944 — более 20 млн. тонн.
Уголь — топливо промышленности, и она заработала вслед за ним. Еще до конца 1943 года задымили трубы первого восстановленного металлургического завода. Его питали местные ГЭС, ставшие давать ток уже через месяц после освобождения.
Всего через год машиностроение Донбасса вышло на треть довоенного выпуска.
Активно шло возрождение жизни в городах. Спустя два дня после освобождения в Сталино заработала почта. Через пять дней город был обеспечен электричеством и водой. Спустя неделю была восстановлена железная дорога. Не прошло и месяца, а в будущий Донецк прибыл первый пассажирский поезд из Москвы. А 1 октября начались занятия в 64 отремонтированных школах.
Сегодня нам есть, что взять не только из опыта воинов тех лет, но и самоотверженных тружеников, в кратчайший срок восстановивших мирную жизнь там, где стихли пушки.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»