CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Новая экскурсия, в состав которой вошли работники ООО ЧОО «Спец-Групп» и ООО ЧОО «Родикон», побывала на экспозиции «Подвиг Народа» 17 мая.

Вот что об увиденной выставке говорит Мария Бутазова (ООО ЧОО «Спец-Групп»):

— Остались потрясающие впечатления. В залах воссозданы грандиозные события, можно прикоснуться к оригинальным экспонатам, а рассказ экскурсовода погружает в те годы. Спасибо руководству СРО Ассоциация «Школа без опасности» за то, что организовали такое мероприятие. Пропускать экскурсию ни в коем случае нельзя — это я сказала всем своим коллегам.

Продолжая начатую в этом месяце тему танкостроения, обратимся к географической точке, в которой воплощены главные достижения нашей страны на этом поприще. 

Танкоград на карте не найти. Ни сейчас, ни 80 лет назад, когда название это было на слуху. Разгадка проста: Танкоград — это не название, а звание, которым наградили благодарные современники город Челябинск.

До войны его, скорее, можно было назвать «Трактороградом». В 30-е годы решалась амбициозная задача создания отечественного тракторостроения. Один из крупнейших заводов этого профиля был построен в Челябинске. Это был гигант индустрии: завод должен был выдавать больше тракторов, чем предприятия Сталинграда и Харькова вместе взятые. ЧТЗ был запущен в 1930 году, а уже через семь лет из него вышла стотысячная машина.

Завод мог выпускать и танки. Первую бронированную технику он собрал еще до войны — тяжелый КВ. Но очень маленькой партией — всего 25 единиц. Все-таки создателем и основным производителем КВ был Кировский завод в Ленинграде.

Но ход войны все перевернул. Наступление немцев заставило эвакуировать и Кировский завод, и Харьковский моторный. Страна разом лишилась двух колоссов танковой промышленности. И Челябинск, научившийся строить тяжелую технику, был одним из немногих мест в стране, где это производство могло быть возрождено в сжатые сроки.

Вдумайтесь: огромные заводы почти целиком за несколько дней разбирались на западе страны, а уже скоро в тысячах километрах оттуда уже кипела работа там, где еще недавно было чистое поле. На ЧТЗ построили 17 новых цехов площадью 100 тысяч квадратных метров, заново смонтировали 17 тысяч станков. Главным было начать производить танки, так что нередко оборудование запускалось раньше, чем появлялись стены и крыши, прямо на голом фундаменте, на морозе.

Всего за несколько месяцев население Челябинска возросло с 270 до 650 тысяч человек. Среди них было почти пятнадцать тысяч танкостроителей из Ленинграда, Сталинграда, Москвы и Харькова.

Уже 1 июля 1941 года завод перешел на 11-часовой рабочий день. Трудились под лозунгом: «В тылу, как в бою». Танкостроители работали — все равно что сражались, самоотверженно, не считаясь с лишениями, не отходя от станков, как от орудия в битве, ни днем, ни ночью.

Танкостроитель Василий Гусев писал в своем письме: «Жизнь была сложная и суровая. Спали на голых матрасах, да когда 12-16 часов работаешь, недоедаешь, там хотя бы до постели дойти, потом 8 часов поспал, тогда будят на работу, а ты и не знаешь какой сейчас час, день. Так и жили, чуть ли не на автоматизме. Четыре года, день за днем. Летом в цехах жара, зимой холод, но при этом рабочие делали по 300-400% в день!»

Первый секретарь Челябинского обкома и горкома партии Николай Патоличев оставил мемуары, в которых подробно описал жизнь Танкограда. Он вспоминал: «В сборочном цехе под корпусом танков разводили костры: из-за холода к броне нельзя было прикоснуться – жгло руки. Но танки, несмотря ни на что, собирались».

Когда Патоличев прилетел на Урал, ему было всего 33 года. Но это был уже закаленный, испытанный войной человек. До этого он служил в Ярославле и принимал тяжелые решения, связанные с эвакуацией людей и предприятий, организацией обороны города. Когда фронт подступил к Ярославлю на 50 километров, Патоличев собирался уйти воевать, но партия ему отказала. «Твой фронт — Южный Урал», — сказал Сталин.

Первые семь танков «КВ», выпущенных в Танкограде в годы войны, приняли первый бой на Минском шоссе, став частью бронированного щита Москвы. В бой могучие машины вели челябинские танкисты-добровольцы.

К осени 1942 года на Урале уже работало 830 эвакуированных предприятия. Но получить необходимый объем производства простым сложением заводов не получится. Всюду разные методы работы, традиции, компетенции, подходы к производству — словом, разные люди. Их всех надо спаять в один коллектив.

Решал эту задачу другой герой трудового фронта — Исаак Зальцман. Он был директором Кировского завода в Ленинграде. Именно ему удалось организовать эвакуацию предприятия из осажденного города и в кратчайшие сроки развернуть массовое производство тяжелых танков «КВ» в Челябинске.

Зальцман стал главой наркомата танковой промышленности, который располагался на Урале. Перед ним была поставлена задача: не прерывая выпуска КВ, обеспечить производство танков «Т-34». Но ЧТЗ — это тяжелая техника. Средние танки — это совершенно иная боевая машина, они требуют другого подхода. И ладно навыки рабочих — всему можно научить. Но и оборудование для решения двух производственных задач различается! Сегодня бы разработка всей документации, переоборудование конвейеров, обучение кадров и проч., проч. заняли бы годы. В 1942 году требовалось уложиться в месячный срок. 

Зальцман и Патоличев приехали на завод, чтобы объявить рабочим о предстоящем деле.

«Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных, — сказал им Зальцман. — История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали: «Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать…».

Первый Т-34 сошел с конвейера через 33 дня.

Всего за время войны Танкоград дал фронту 18 тысяч танков и самоходных орудий, 45000 танковых двигателей. Приняв первый бой под Москвой, челябинские машины в 1945 году прошли парадом по поверженному Берлину.

В наше время ЧТЗ является частью концерна «Уралвагонзавод». Танки снова нужны стране. Т-72, Т-90, «Армата», БМПТ «Терминатор» сегодня наводят на врага ужас не меньший, чем КВ и Т-34. А у станков стоит новое поколение танкостроителей, пример которому — слава героев-танкоградцев.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»