Участниками очередной экскурсии по экспозиции «Подвиг Народа» 7 июня стали работники ООО ЧОП «КОНСУЛ 2002», ООО ЧОП «СТРОНГо» и ООО ЧОП «ЭСКАРП 43».
— Я пришла в Музей не одна, а с детьми, — рассказала Ольга Мещерякова (ООО ЧОП «ЭСКАРП 43»). — Удивительно, как удалось создать экспозицию, одинаково интересную для всех возрастов. Поначалу детям было даже немного страшновато — настолько реалистично переданы события войны. Но теперь мы все полны впечатлений, и всю дорогу от Музея только и обсуждали увиденное.
Ровно 80 лет назад, 7 июня 1943 года, победой советских войск окончилось одно из крупнейших сражений в истории. Но что это за схватка? Не совпадает датой ни со Сталинградской, ни с Курской, ни с любой другой известной битвой того года.
Битва, о которой идет речь, состоялась на Кубани. Она велась в воздухе и, хотя всегда была в тени наземных боев, являлась частью коренного перелома во всей войне.
На весну советское командование запланировало освобождение Северного Кавказа. У немцев, сильно истрепанных после Сталинграда, в сухопутных силах превосходства не было, но было два козыря: оборонительные сооружения т.н. «Голубой линии», протянувшейся от Азовского моря до предгорий Кавказа, и авиация. В Крыму и Тамани Германия сосредоточила более восьмисот самолетов разных типов. Их поддерживали эскадрильи, размещенные на юге Украины — еще около двухсот бомбардировщиков.
Для сражения на Кубани были выделены лучшие истребительные эскадры Германии — «Удет», «Зеленое сердце» и «Мельдерс», укомплектованные самыми опытными летчиками и новейшими модификациями «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов». Немцы понимали: победа в воздухе нивелирует превосходство советских войск на земле.
Но это понимала и советская сторона, так что к воздушному столкновению готовилась не менее основательно. Впервые наши ВВС собирались не просто участвовать в поддержке наземных войск, а проводить масштабное стратегическое наступление. Воздушным театром боевых действий с нашей стороны руководили командующий ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Константин Вершинин и главком ВВС маршал авиации Александр Новиков.
Поначалу немцам удалось добиться перевеса. Даже с привлечением авиации дальнего действия и воздушных сил Черноморского флота мы могли рассчитывать всего на 600 самолетов. Но ситуация быстро изменилась. Уже через три дня после начала сражения, 20 апреля, из резерва Ставки на фронт были переброшены два авиационных корпуса и одна авиационная дивизия. Воздушный кулак окреп до 900 самолетов. При этом большая их часть были новенькими ЯК-1, Як-7б и Ла-5.
Соотношение выправилось, и немцы уже не могли вольготно чувствовать себя в кубанском небе.
Первое сражение закипело в районе села Мысхако на Малой земле. Немцы пытались ликвидировать давно коловший их в подбрюшье советский плацдарм. Накалу схватки на земле соответствовал жар воздушных стычек. На небольшом участке неба схлестнулось больше тысячи самолетов. Баталии длились часами. В самые напряженные дни над узкой полосой фронта одновременно велось до сорока групповых воздушных боев, в которых бились друг с другом до восьмидесяти самолетов с каждой стороны.
Нагрузка на летчиков была чудовищной. Предельно допустимым считалось совершать три боевых вылета в сутки. Нашим пилотам приходилось подниматься в битву до семи раз.
Получив жесткий отпор, немцы откатились на исходные позиции. 28 апреля наступали уже мы. На сей раз горячей точкой стала станция Крымская — крупный транспортный узел. Снова гитлеровцам сперва удалось быстро нарастить свои воздушные силы, однако в этот раз советским ВВС не потребовалось и трех дней, чтобы отогнать стервятников. В течение суток наши летчики вернули паритет в небе. А в ночь на 29 апреля туго пришлось и вермахту: на оборонительные порядки немцев обрушилось 210 тонн бомб. При этом с нашей стороны не был потерян ни один самолет.
С исходом ночи гитлеровский кошмар не окончился. Утром, предваряя наступление пехоты, фронтовая авиация сорок минут изводила передовые позиции противника. Операция плавно перешла в авиационную поддержку наземной атаки. На протяжении нескольких часов солнце было скрыто за стальными боками более чем полутысячи советских самолетов.
К 30 апреля воздушная активность немцев на участке снизилась вдвое.
Примерно на месяц после этого наступило затишье. 26 мая оно сменилось атакой на «Голубую линию». Направление нашего наступления лежало через станицы Киевская и Молдаванская. В воздух была поднята вся доступная немцам авиация. В течение всего трех часов над фронтом было зафиксировано 1500 пролетов вражеских самолетов. 27 мая их число превысило 2500. Единовременно до сотни штурмовиков и бомбардировщиков атаковали наши войска.
Противодействие этой армаде потребовало от советских летчиков предельного напряжения сил. Сопровождение своих бомбардировщиков было сведено к минимуму — все истребители ринулись сшибать атакующие самолеты. Даже штурмовики ориентировались на максимальное участие в боях с самолетами противника. Битва над Кубанью достигла своего апогея.
Непрерывные баталии над землей ярились две недели. Советские летчики, совершив 10250 самолето-вылетов, отстояли воздушную стихию. Земля еще горела: «Голубая линия» окончательно будет смята лишь осенью. Но небо постепенно очистилось, и того накала воздушные схватки уже не имели.
Британская разведка сообщала: «Советское давление вынуждало люфтваффе совершать в сутки в среднем около 400 вылетов. Поэтому немецкая авиация, несмотря на потребность в отдыхе, не могла себе позволить пренебречь боями над Кубанью. Эти усилия были настолько активны, что становилось невозможно осуществлять крупные операции где-либо еще».
Немецкая авиация, рисковавшая лишиться всякого потенциала для проведения больших воздушных сражений, снизила активность, а оставшиеся резервы отправились на север для участия в Курской битве. После Кубани они не досчитались примерно тысячи самолетов. Что было бы, если бы эта огромная стая могла охотиться за нашими танками на Курской дуге? Сослагательного наклонения история не терпит, но все же ясно: на земле нашим пришлось бы куда тяжелее.
Над Кубанью заявили о себе многие наши летчики. Именно здесь первую звезду Героя получил легендарный Александр Покрышкин. А всего высокое звание по итогам жаркой весны было присвоено 52 пилотам. В следующих материалах мы еще расскажем о наших асах и их верных боевых машинах.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»