Работники ООО ЧОО «Спец-Групп» 21 июня посетили экспозицию «Подвиг Народа». Участники экскурсии выразили благодарность руководству СРО Ассоциация «Школа без опасности» за организацию мероприятия и отметили, что выставка, столь ярко, увлекательно и масштабно передающая события Великой Отечественной войны, никого не может оставить равнодушным.
В Кубанской воздушной битве, о которой мы начали рассказ в прошлом материале, взошла звезда многих советских асов. Один из них — Вадим Фадеев. Его результативность в те дни давала основания считать, что он войдет в число самых эффективных асов СССР наряду с Кожедубом и Покрышкиным. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.
Вадим Фадеев был уроженцем Ульяновской (тогда Симбирской) области. С детства он грезил самолетами и ходил в местный аэроклуб. Отец настаивал на учебе в инженерно-строительном институте, но там Фадеев выдержал только три года. Его звало небо. В 1940 году он с отличной характеристикой поступил в Чкаловское (Оренбургское) военное летное училище. Как только началась война, он попросился на фронт.
Фадеев быстро стал фигурой легендарной. Способствовала этому богатырская внешность. Это был огромный детина двух метров ростом. Носил он 49-ой размер обуви. Специальным распоряжением ему был выписан двойной паек — стандартной порции такому гиганту совершенно не хватало!
Сперва ему искали место в просторном бомбардировщике, но Фадеев настоял на истребителе. Люди удивлялись, как он помещается в столь маленьком самолете. Фадеев отвечал: «Как складной деревянный метр». Правда, головой все равно упирался в потолок кабины.
Быть пилотом физически нелегко. Это только со стороны кажется: ну разве трудно вертеть штурвал, сидя в кресле? Но резкие снижения, маневры, перегрузки страшно выматывают тело. У слабого человека темнеет в глазах, отключается сознание. Фадеев, обладая сказочной мощью, стойко переносил по 5-6 вылетов в день. Перегрузки, которые выдерживал он, мало кому были доступны.
Характер у него был открытый и веселый. Из чистого озорства, в то время как большинство красноармейцев гладко брились, он отрастил лопатообразную бороду. «На страх врагам!» — шутил он. Отсюда появился его позывной: «Борода».
В бою он вел себя лихо, на грани безрассудства. В начале войны произошел такой эпизод. Пролетая в небе над Молдавией, он увидел перебитую колонну беженцев. Вскоре летчик заметил и негодяев, напавших на мирный обоз: это были румынские кавалеристы. Фадеев бросил самолет в атаку. Он расстрелял по бандитам весь боезапас, но врагов еще было немало. Тогда Фадеев прижал истребитель к самой земле и стал рубить кавалеристов лопастями пропеллера.
Его отчаянное мужество проявилось 27 ноября 1941 года в бою под Большими Салами, что неподалеку от Ростова-на-Дону. Рассказ об этом, сохранившийся в изданной Минобороны СССР книге Виктора Погребного, похож на былину. А как иначе поведать о русском богатыре?
«Поздней осенью 1941 года сражались наши пехотинцы за небольшой курган — «Пять братьев», и никак не могли выбить закрепившихся там фашистов. И вдруг над немецкими окопами летит наш истребитель, очень низко, бесшумно, с остановившимся винтом. Фашисты стреляют по нему из винтовок, из автоматов, такую трескотню подняли, хоть уши затыкай, а его и пули не берут. И садится он на мерзлую изрытую минами и снарядами землю, садится в 300 метрах от передовой, спокойно, как на ровном месте.
Из маленького самолета выскакивает огромного роста летчик — как он только помещался в нем — и бежит к своим, в окопы. Вокруг пули жужжат с присвистом, штуки 3 мины упали, осколками пропели, и ничем не задело его.
Показал командиру по карте, откуда минометы бьют, где бронемашины находятся, в каких местах пехоты больше. Заговорила наша артиллерия. Выскочил из командирского блиндажа летчик, в руках автомат держит, крикнул своим могучим голосом: «Вперед за Родину!»
И побежал к кургану, овеянному старыми легендами и славой пяти братьев, погибших там много веков назад, но не давших врагу продвинуться по земле русской. Поднялась красная пехота, пошла в атаку. Каждый старается великана догнать, вперед вырваться. А он на ходу одних в обход высоты посылает, других увлекает за собой...»
Есть тут, конечно, преувеличения — например, самолет Фадеева был все же с земли подбит, потому и сел на нейтральной полосе. Но основной факт верен: лишившись боевой машины, Фадеев лично направился на штурм в составе пехоты. За инициативу, находчивость и героизм командование наземных войск представило летчика к награждению орденом Красного Знамени.
В 1942 году Фадеев был переведен в эскадрилью Покрышкина. На тот момент у будущего Героя была всего одна подтвержденная воздушная победа. В течение года их количество возрастет в разы. И большая их часть будет одержана в небе Кубани.
В течение нескольких недель начавшегося на Северном Кавказе сражения Вадим Фадеев совершил 394 боевых вылета, провел 43 воздушных боя и лично сбил 17 самолетов противника. За успешные действия над Мысхако летчик получил второй орден Красного Знамени.
Александр Покрышкин высоко ценил его: «В работе по совершенствованию тактики истребителей и ее внедрению в обучение очень большой вклад внес Вадим Фадеев. Этот безгранично храбрый человек, большого роста и атлетического сложения, с характером волжского бунтаря, с восторгом воспринимал все новое в тактических приемах, активно внедрял их в обучение».
Вадим Фадеев стал первым из летчиков 4-ой воздушной армии, представленным к званию Героя Советского Союза за бои над Кубанью. Но награду он получить не успел. 5 мая 1943 года Фадеев погиб.
Прикрывая войска, наступающие в районе станицы Крымской, он оторвался от звена Покрышкина и был атакован группой из двенадцати «худых» — так за вытянутый профиль у нас называли «мессершмитты». Фадеев был ранен. Ему удалось из последних сил посадить самолет в плавнях реки Адагум.
Лишь через несколько дней к месту посадки добралась поисковая группа. Красноармейцы увидели сидящую на крыле самолета огромную фигуру, прислонившуюся, словно устав, к фюзеляжу. Она была неподвижна. Фадеев, поняв, что бессилен остановить кровопотерю, встретил свою смерть спокойно и мужественно.
Его похоронили в могиле, обозначенной небольшой дощечкой со звездочкой: «Летчик Фадеев В. И. погиб 5 мая 1943 года». Хотя сейчас можно встретить утверждения, будто он был перезахоронен в хуторе Плавненском, это не так. Имя его значится на новом месте лишь символически. Реальное захоронение так и не удалось отыскать. Его останки еще ждут где-то в кубанской земле.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство» Вадиму Фадееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»