Представители ООО ЧОП «КОНСУЛ 2002» и ООО ЧОО «Рубеж СБ» 26 июля стали участниками экскурсии, организованной СРО Ассоциация «Школа без опасности». Работники охраны посетили экспозицию «Подвиг Народа».
— В Музее я уже была не раз, — говорит Елена Черноваленкова (ООО ЧОО «Рубеж СБ»). — До этого посещала выставку «Битва за Москву. Первая Победа!». Обе производят потрясающее впечатление, интересны и вызывают много эмоций. Сходить на них каждый, мне кажется, просто обязан. Тем более, когда для этого предоставляется такая возможность.
Курская битва, которой Музей Победы посвятил в этом месяце лекции и виртуальные выставки, в конце июля перешла в новую фазу — началось наступление Красной Армии. Но, в то время как внимание всего мира было приковано к Курской дуге, важные события происходили южнее. В разгаре была Изюм-Барвенковская наступательная операция. Трем гвардейским армиям СССР была поставлена задача ударить по сосредоточенной на Донбассе группировке противника. 1-ая и 8-ая армия из района Изюма метили в сторону оккупированного Сталино(сегодняшний Донецк), а 8-ая в качестве отвлечения атаковала в направлении Артемовска. Для успешного выполнения операции предстояло форсировать реку Северский Донец.
Названия все знакомые, не так ли? Правда, тогда конфигурация фронта против нацистов отличалась от нынешней: наши войска нависли над врагом с севера, а наступление вдоль побережья Черного моря и освобождение Мариуполя и Запорожья еще предстояло.
Любопытно и еще одно сходство: под Изюмом нашим бойцам, как и спустя 80 лет, пришлось разбираться с «Крабами». Только в те годы это была не польская САУ, а бронезащита для пулеметных гнезд. Такими панцирями гитлеровцы серьезно насытили свои позиции вдоль Северского Донца.
Противостояли нашим воинам части группы армий «Юг», главной силой которых была 1-ая танковая армия.
Сложность состояла в том, что скрыть приготовления к наступлению было невозможно. Правый берег Северского Донца, занятый немцами, заметно выше левого. Так что противник видел, как на ладони, что происходит на нашей стороне. Вот один из немецких докладов: «Днем перемещения в районе Изюма были не такими активными, как вчера. Из этого можно предположить, что приготовления к наступлению противника завершились, и оно скоро начнется».
Артподготовка советской стороны грянула в ночь на 17 июля. Девяносто минут снаряды сминали выявленные позиции противника. В 6.50 началась переправа.
Форсирование на большинстве участков шло трудно. Так, бойцы 74-й гвардейской стрелковой дивизии лишились почти сотни десантных лодок. Но в других местах наступление имело определенный успех.
Наши артиллеристы заставили умолкнуть пушки противника в районе поселка ЧервоныйШахтер (на полпути между Славянском и Харьковом, ныне Спеваковка). Двум советским дивизиям удалось перебраться на другой берег и укрепиться, однако третья не смогла войти в поселок Заводской (ныне Заводы), и этот узел обороны немцев не позволил быстро расширить плацдарм.
Крупный успех сопутствовал 50-ой стрелковой дивизии, которая с ходу ворвалась в деревню Пришиб (она и сегодня существует возле Красного Лимана) и разметала крупный гарнизон, уничтожив несколько сотен солдат противника.
Рядом разворачивался один из самых кровопролитных боев этих дней. Их эпицентром стал небольшой поселок Голая Долина (сегодня просто Долина). Здесь столкнулись 79-ая гвардейская стрелковая дивизия Красной Армии и 17-ая танковая дивизия немцев. Схватка на небольшом участке фронта продолжалась полторы недели.
Вот как вспоминал об этом командующий 8-ой гвардейской армии Василий Чуйков: «Завязались ожесточенные бои в поселке. По нескольку раз одни и те же строения переходили из рук в руки. Домов в поселке не осталось. Под ударами танков рушились глинобитные стены. Переходили из рук в руки подвалы, печные остовы, груды кирпича. Вокруг поселка Голая Долина было сожжено 30 танков противника, поле было устлано сотнями немецких трупов. Дорого обошлись врагу контратаки. Но мы тоже понесли тяжелые потери. Много полегло тех, кто выдержал даже сталинградский ад».
О тяжести боев свидетельствует судьба командира артиллерийской батареи Ильи Шуклина. 21 июля он со своими бойцами отбивался от вражеских танков, раз за разом прущих в атаку. Красноармейцы хладнокровно подпускали нацистские машины на близкое расстояние и били их практически в упор. Схватка горстки артиллеристов против танковых сил продолжалась день и ночь. К исходу сражения в строю остался один Илья Шуклин, но он вел бой, пока не кончились боеприпасы. Шла уже пятая волна танковой атаки, когда вражеская пуля сразила последнего защитника позиции. Храбрый командир был награжден званием Героя Советского Союза.
Командиров лишились и обе дивизии. Вальтер Шиллинг был убит (как и еще 91 немецкий офицер), а вот наш Николай Батюк скончался от внезапного разрыва сердца в последний день боев. Его сменил Леонид Вагин, который впоследствии дошел с гвардейцами до Берлина.
Николай Батюк, Илья Шуклин и еще один Герой Советского Союза и защитник плацдарма Александр Сечкин похоронены в городе Святогорске Донецкой области.
Результат борьбы за Голую Долину, которую солдаты прозвали Мертвой Долиной, ни одну из сторон не устроил: поселок сохранили за собойнемцы, но и наши завоеванных после форсирования позиций не сдали.
По истечении десяти дней борьбы на Северском Донце за Красной Армии осталась территория в 30 км по фронту и 10-12 км в глубину.Хотя амбициозную задачу прорыва к Сталино решить не удалось, наши воины установили прочный плацдарм на негостеприимном правом берегу. Он еще сыграет свою роль в освобождении Донбасса.
Однако главным было даже не завоевание плацдарма. Узнав, что советская сторона готовит наступление, немецкий штаб принял решение оставить на этом направлении 24-ой танковый корпус. Ох как его выпрашивал Манштейн в дни Курской битвы! Однако корпус был скован действиями наших гвардейских армий. В ходе Изюм-Барвенковской операции немцам пришлось вытаскивать из резерва аж три танковые дивизии, чтобы не лишиться Донбасса на несколько недель раньше, чем то случилось в итоге. Многие их части так и не восстановились после боев на Северском Донце. Так, почти полностью был уничтожен эстонский добровольческий батальон, который входил в состав дивизии СС «Викинг».
А Артемовску и Сталино недолго в тот год осталось ждать своих — эти города были последовательно освобождены от нацистов спустя полтора месяца, 5 и 8 сентября 1943 года.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»