Экспозицию «Подвиг Народа» 16 августа посетили представители ООО «ЧОП «Командор» и ООО ЧОП «ЭСКАРП 43».
— Не ожидала, что экскурсия окажется настолько увлекательной, — поделилась впечатлениями Ирина Бандик (ООО ЧОП «ЭСКАРП 43»). — Интересно было все! Каждый зал — отдельная история, но вместе они складываются в масштабный рассказ о Великой Отечественной войне, который едва ли кого-то оставит равнодушным.
80 лет назад в августе в разгаре была Белгородско-Харьковская стратегическая наступательная операция — заключительная операция Курской битвы. И именно 16 августа ход огромного сражения могла повернуть схватка за одну небольшую высоту в Харьковской области.
Крохотная точка на карте — но уж очень выгодная. Местность с нее просматривается на несколько километров во все стороны. Идя с этого направления на Харьков, ее не обойти. Задача овладеть здешним опорным пунктом была дана 2-му батальону 960-го стрелкового полка 299-й стрелковой дивизии.
Красноармейцы взяли высоту хитростью: ложно атаковали с одной стороны, а основными силами ворвались с другой. Бойцы забросали траншеи гранатами, подорвали пушку, танк и овладели позицией. Однако во время атаки погиб комбат. Старшим по званию оказался Василий Петрищев. Ему предстояло возглавить оборону высоты, отбить которую вскоре выдвинутся крупные силы немцев.
К тому моменту за плечами Петрищева уже был Сталинград и сражения Курской дуги. До войны он был простым крестьянином. «Я сено косил в поле, — вспоминал он о 22 июня 1941 года. — На тарантайке приехал домой, а мать плачет: война. Предчувствовали, что наступление фашистов начнется не сегодня — завтра, так что эту новость воспринял спокойно. Мы всем классом пошли в военкомат и просили взять на фронт, потому что был сильный дух патриотизма. Мне 18 еще не было, поэтому сказали ждать до особого распоряжения. Через некоторое время пришла повестка, и меня направили во Фрунзенское училище, а через полгода попал под Сталинград. Потери в первом бою были очень большие. Из офицеров в живых остались только я и комиссар роты. Тогда политрук говорит: «Вася, принимай роту!..»
Петрищев оглядел свою теперешнюю роту — после короткой, но жаркой схватки в ней осталось шестнадцать человек.
— Теперь эта высота наша, ребята, — сказал он боевым товарищам. — Отсюда нам путь один — только на Харьков!
Это значило, что, если они и сойдут с высоты, то только чтобы идти вперед. До Харькова отсюда оставалось километров 20.
Враг появился утром 16 августа. Начался первый, но не последний штурм. О приближении противника возвестили взрывы снарядов, поднявшие клубы песка и пыли. Под прикрытием танков на высоту полезла гитлеровская пехота.
Красноармейцы залегли не на гребне, а ниже, на склоне. Петрищев понимал, что столкновение в лоб его отряд не переживет и приказал пропустить танки. А как только тяжелые машины проползли мимо, тут-то для врага и начался ад.
Полетели противотанковые гранаты. Заговорил по пехоте укрытый до того пулемет. Два танка были подорваны, а немецкие солдаты, увидев, как погибла их техника, да сами прижатые огнем, дрогнули и скатились с высоты.
Но это было только начало. Целый день роте Петрищева пришлось держать круговую оборону. На их позицию бросили огнеметный танк. В своих воспоминаниях Петрищев описал этот эпизод: «…Танк-огнемет продолжал сжигать все подряд. После его страшной работы оставалась голая земля, черная от пепла. Нам становилось все труднее дышать, першило в горле, а главное — слепило глаза. Пришлось сменить позиции и опять открыть огонь по танку-огнемету, утюжащему пространство, и по гитлеровцам, держащим автоматы наготове. Им здорово помогал продвигаться не только этот проклятый огнемет, но и дым, закрывающий их от прицельного огня. Казалось, вот-вот озверевший противник ворвется на нашу позицию и растопчет остатки нашей роты. В эту страшную, решающую все минуту выскочил из укрытия лейтенант Стародубцев. Поднявшись во весь рост, он швырнул связку гранат в огнемет, дышащий пламенем. Огнедышащее страшилище вздрогнуло и остановилось. Стародубцева больше не было видно: совершив главный поступок своей жизни, он погиб как герой…»
К вечеру положение наших бойцов стало отчаянным. Боеприпасы заканчивались. Рота пережила третью, самую яростную атаку. Своих гранат уже не было — отбивались чужими! Слово Петрищеву: «Тогда начали нас с другой стороны немцы забрасывать гранатами, а мы бегали, хватали их и, пока они не разорвались, метали обратно».
К концу третьего штурма бойцов осталось четверо. Немцы не знали, что весь день им противостоит лишь горстка красноармейцев, и готовили четвертый навал, рассчитывая силы так, будто против них стоит полнокровная рота.
Тогда Петрищев принял решение: вызывать артиллерийский огонь на себя. В интервью этот решающий момент он всегда вспоминал как нечто будничное: «Командование очень долго совещалось. Я не выдержал и ругнулся, тогда все зашевелились и открыли огонь в нашу сторону».
Взрывы испепелили наступающие ряды, и из окопов было видно, как в дыму очередная волна атакующих, оглушенная и рассеянная, отползает обратно. Артиллеристы били метко: уничтожив штурмующих, они не задели своих.
Только утром к высоте добралось подкрепление. Четверка выстоявших едва сдерживала эмоции: «Теперь-то высота наша, точно наша!». А назавтра боевая листовка 53-ей армии вышла с заголовком: «Так сражаются герои. Бессмертный подвиг воинов-богатырей под командованием офицера Петрищева».
Четверо бойцов, переживших огненный день на безымянной высоте под Харьковом, были представлены к званию Героев Советского Союза.
Еще несколько лет назад вы могли увидеть Василия Петрищева и 9 мая на Красной площади, и в Музее Победы, куда его не раз приглашали. Он охотно делился воспоминаниями — ясность ума никогда не оставляла его, и он красочно рассказывал о тех давних событиях. Василий Петрищев скончался в 2018 году, несколько дней не дожив до своего 95-летия.
Возле поселка Полевая, что северо-западнее Харькова, еще в советское время был установлен памятный знак «Высота Петрищева». Что с ним стало теперь, неизвестно. Однако нет сомнений, что к нему еще придут возложить цветы наследники героев-красноармейцев.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»