CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Представители ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л» и ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ» по приглашению СРО Ассоциация «Школа без опасности» 6 сентября посетили экспозицию «Подвиг Народа».

Часто в Музей приходят разные поколения одной семьи — и всем здесь одинаково интересно! Потому что создатели экспозиции сумели затронуть те струны души, которые есть в каждом нашем человеке. Дмитрий Носарев (ООО ЧОП «Агентство безопасности ГРАНИТ») пришел сюда с сыном Олегом. «Все было замечательно! — говорит он. — Мы оба узнали много нового и остались в восторге от экскурсии».

Накануне визита работников охраны в Музей здесь открылась новая выставка, посвященная Дню танкиста. Гостям представили форму и личные вещи танкистов, детали боевых машин, альбомы и фотоснимки участников войны.

В связи с этой датой мы расскажем о легендарной танковой дуэли, произошедшей летом 1943 года на Курской дуге. С нашей стороны — ас Александр Милюков и его потрепанный в боях, но надежный Т-34. Со стороны немцев — новейшая «Пантера» и грозные «Тигры».

Милюков, вообще-то, хотел стать авиатором. Но во время учебного полета получил травму и был признан к этой службе негодным. Пришлось седлать сухопутную машину.

К началу Курской битвы Милюков уже стал командиром танка. Именно он со своим экипажем стал свидетелем полноценного дебюта «Тигров» на Восточном фронте. Это произошло в феврале 1943 года под Харьковом. Т-34 перед мощным противником не спасовал, и Милюков записал на свой счет первую победу над новинкой германского военпрома. 

Спустя несколько месяцев эти машины уже были советским танкистам привычны. Но это не делало победу над ними простой. А уж тем более над только что появившейся «Пантерой».

В один из дней на Курской дуге Милюков неожиданно услышал в эфире голос, говоривший с немецким акцентом: «Эй, еще не сдох? Я был уверен, что ты давно изжарился в своем колхозном тракторе. Все равно я тебя сожгу. Понял, свинья русская?»

Милюков сразу догадался, кто это. Только что отгремел бой. Его экипаж столкнулся с «Пантерой», которая ударила по нашему танку. «Пантера» могла перешибить Т-34 с расстояния в два километра. А вот наша пушка не поспела калибром за лобовой броней противника. Т-34 Милюкова чудом пережил тот выстрел без серьезных повреждений, однако от «Пантеры» пришлось уходить.

«На твоем колхозном тракторе только в могилу, — продолжал немец. — Ну что, выйдешь на нем один на один против моей «Пантеры»?»

Милюкова эта дерзость серьезно задела. Принимать этот вызов, конечно, не следовало, все же не мальчишки. Но наглость гитлеровца должна была быть наказана. Так решил экипаж, с которым посоветовался Милюков.

Отстоять честь — дело святое, однако комбат явно за эту самодеятельность хвалить не станет. Сообщать ему о схватке не стали. Так что оставалось либо с блеском прикончить «Пантеру», либо — если удастся выжить — возвращаться на трибунал.

Вражеский танк ждал нашу машину на расстоянии километра. Т-34 имел шансы пробить его с расстояния метров в четыреста, да еще надо постараться найти уязвимое место. Иными словами, более полукилометра экипажу предстояло ехать, являя собой для «Пантеры» не более чем верткую дичь. Но, если проскочить эту смертельную зону, маневренность Т-34 даст шансы на победу.

«Пантера», чей командир вещал в рации о рыцарской дуэли, благородство изображать не стала. Едва наш танк появился, грянул выстрел. Мимо. Грохнул второй — еще раз миновала смерть.

Механик-водитель Николай Лукьянский сказал: «12 секунд». Он засек время между выстрелами. Выдержка из статьи в «Комсомольской правде», написанной в 1985 году на основе бесед со свидетелями боя: «Т-34 снова пошел на бешеной скорости, а в это время Лукьянский считал секунды. Когда он дошел до цифры 11, Милюков резко снизил скорость. Снаряд из «Пантеры» взрыл землю под самым носом».

И вот немецкий «рыцарь» дрогнул. «Пантера» дернулась и стала сдавать назад. Т-34, уворачиваясь от снарядов, используя каждую низину и холмик в качестве укрытия, подобрался совсем близко.

Немец прекрасно знал слабости своего стального коня, так что, маневрируя не менее умело, стал отступать, выставляя вперед лобовую броню. Дуэль, в которой столкнулись два мастера, продолжалась.

Гитлеровец совершил ошибку первым. На изрезанной расщелинами и возвышенностями местности «Пантера» заехала в небольшой овраг. Корпус задрался и обнажилось днище. Была всего секунда, пока враг не выберется из ловушки, чтобы сделать точный выстрел. Командир орудия Семен Брагин запустил бронебойный снаряд. Лязгнуло железо. Тут же из «Пантеры» повалил дым. Вражеский танк застыл мертвым куском металла.

За дуэлью наблюдали обе стороны фронта. Она походила на схватку богатырей, которая в былые времена предваряла общее сражение. Никто не вмешивался в противостояние, но, когда оно окончилось, загремели выстрелы и разгорелась основная битва. Экипаж Милюкова без отдыха продолжил бой и в тот день записал на свой счет еще три «Тигра» и несколько артиллерийских орудий.

Комбат, само собой, на публику дуэлью возмутился и пригрозил Милюкову трибуналом. Но, конечно, после такой блестящей победы суд не состоялся. Все понимали: если бы не самовольное вступление в схватку, танкистов бы, напротив, наградили.

Как происходила та дуэль, мы с вами можем увидеть воочию в фильме 1983 года «Экипаж машины боевой». Он был снят по сценарию самого Александра Милюкова, и танкист вложил в эту историю свои воспоминания о боевом пути и легендарном сражении.

Милюков, по всей видимости, один из того экипажа увидел Победу. Семен Брагин и Николай Лукьянский погибли в самом конце войны, один в Кенигсберге, другой в Берлине. Был еще четвертый — заряжающий Григорий Чумак, но о его судьбе ничего не известно.

Милюков участвовал в штурме Берлина, где вновь ярко проявил себя. Его неутомимый танк разбивал укрепления врага и подавлял огневые точки, упорно идя вперед по немецкой столице и ведя за собой стрелковые подразделения. После этой битвы его, наконец, нашла заслуженная награда — 27 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»