Представители ООО ЧОП «КОНСУЛ 2002» и ООО ЧОП «СТРОНГо» посетили экспозицию «Подвиг Народа» 18 октября.
Владимир Мединин (ООО ЧОП «СТРОНГо») побывал на выставке уже второй раз. Уж очень запоминающаяся экспозиция — захотелось пережить эти впечатления еще раз. «Здесь кожей чувствуешь, через что прошел наш народ. Времена были тяжелейшие. И увидеть, как люди преодолевали испытания тех лет, не только интересно, но и важно». С ним согласна коллега Наталья Лазарева: «Ты будто оказываешься в другой эпохе, отключаешься от обыденности, суеты и живешь в том времени. Когда я вышла из Музея, умом еще какое-то время оставалась в тех далеких годах. Огромное спасибо за такую незабываемую экскурсию!».
В прошлом материале, рассказывая об учителях-героях, мы поведали о красноармейцах, обессмертивших свое имя в Битве за Днепр. Выбор участников именно этого сражения неслучаен, ведь оно гремело ровно 80 лет назад.
Успех операции во многом зависел от понтонеров, обеспечивавших переправу сил Красной Армии под нещадным огнем противника. Как это было, иллюстрирует боевая жизнь Героя Советского Союза Ивана Дмитриева.
Призванный на фронт в начале войны, он был обучен инженерному делу и стал командиром понтонного взвода. Суровым экзаменом для него стало форсирование Днепра.
Именно он со своими бойцами впервые открывал в сентябре 1943 года путь через реку. Для этого использовались обычные рыбацкие лодки. Течение было сильным, и транспорт постоянно сносило, так что приходилось вдвое налегать на весла. Стоило поближе подплыть к суше, как начинался пулеметный ливень. Деревянные лодочки рассыпались от пуль, очередями ложившихся в корпуса. И все же переправа шла.
Огневую точку немцы расположили неидеально: пулемет бил по воде, но уже не мог достать причалившие лодки. Десантники разгружались, на их местах располагали раненных, попавших на берег с предыдущими рейсами. Этот маршрут работал каждую ночь. Оттеснить немцев от берега было трудно, так что рыбацкому транспорту из раза в раз приходилось преодолевать огненный заслон. На плоской водной поверхности, освещенной луной и прожекторами, лодки представляли удобную мишень для пулемета.
В течение десяти дней работала боевая переправа и все это время на берегу не смолкали кровопролитные сражения. Наконец плацдарм удалось укрепить и расширить. Это был Букринский плацдарм, которому еще предстоит сыграть свою роль при освобождении Киева.
Пришло время переправлять тяжелую технику. На восточном берегу дожидались своей очереди, чтобы вступить в бой, части нашего 10-го танкового корпуса. Уже скоро, отличившись в боях на западном берегу, он получит почетное наименование «Днепровский». Но пока его судьба зависит от мастерства понтонеров.
Дмитриев получил приказ организовать круглосуточную переправу. Приказ ясный, да исполнить его трудно! Гитлеровцы, нажимая на наш плацдарм, лупили по транспортам из минометов и артиллерии, сыпали бомбами с самолетов.
Рыбацкие лодки для переправы танков сменили паромы и катера-буксиры. Пули и снаряды регулярно находили цель. В каждом рейсе понтонеры несли потери. Четыре паромных расчета было полностью снесено разрывами бомб.
Не раз Дмитриеву лишь немного удавалось разминуться со смертью. Во время одной из переправ паром был пробит и начал давать крен. Транспорт «хлебал» реку своей подводной частью. Дмитриев, зная уже Днепр не хуже улиц родного города, тут же сориентировался и стал править к знакомой отмели. Посадив паром на дно, понтонеры осмотрели его и заделали пробоины. Все это время вокруг не прекращалась перестрелка. Вражеские орудия метились добить транспорт, а наши артиллеристы искали снарядами охотящегося на паром противника.
Удача сопутствовала понтонерам. Ремонт завершился, паром выпрямился и вскоре на другом берегу с него уже скатывался танк, которого так заждались на плацдарме.
Каждый рейс увозил обратно раненных. Немцы жалости не знали, так что шарахали по таким госпитальным транспортам не менее яростно, чем по груженым техникой.
Четверо суток продолжалась непрерывная переправа. Днепр кипел от снарядов. Из офицеров роты в строю остался один Дмитриев. И он продолжал выполнять рейс за рейсом.
Снова немцы открыли массированный огонь по парому. Очередным выстрелом разом были убиты оба моториста буксирного катера. Беспомощный паром, загруженный танками и бойцами, понесло по течению.
Дмитриев времени не терял. Он бросился в октябрьскую воду и, держась за холодный буксирный канат, перебрался на лишенную рулевых лодку. Ему удалось взять паром под контроль и довести его до берега.
В общей сложности Иван Дмитриев лично переправил на Букринский плацдарм 47 танков и 11 САУ, а также боезапас к ним. Который в любом рейсе мог сдетонировать от вражеского попадания и разнести паром в щепки.
Работа, проделанная Дмитриевым, может, была не такой яркой и запоминающейся, как сражения танкистов и десантников, но она требовала не меньшего мужества и имела огромное значение для битвы. Заслуги понтонера высоко оценило командование. И уже через две недели после окончания переправы Указом Президиума Верховного Совета СССР за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу» Иван Дмитриев был удостоен звания Героя Советского Союза.
Судьба Ивана Дмитриева на всю жизнь оказалась связана с Вооруженными силами. Он встретил Победу, а после преподавал в Ленинградском высшем военном инженерно-строительном училище. В запас он ушел в звании инженера-полковника. Дожив до почтенных лет, скончался он уже в наше время — 22 октября 2010 года.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»