Первого ноября участниками экскурсионной группы, посетившей знаменитую экспозицию «Подвиг Народа», стали работники охраны из ООО ЧОП «ПРОФФИ», ООО ЧОО «Родикон» и ООО ЧОП «СТАРК-АГЕНТСТВО БЕЗОПАСНОСТИ»
— Экскурсия захватывающая, — поделился своим мнением Владимир Ишин (ООО ЧОП «ПРОФФИ»). — Воссозданная в Музее масштабная картина борьбы советского народа против нацизма не может не впечатлить. Сам я здесь уже бывал, но с большим удовольствием пришел снова. Безусловно рекомендую посетить экспозицию всем своим коллегам. Отказываться от этой возможности точно не стоит.
Подводя итог циклу материалов, посвященных форсированию водных преград, перенесемся с Днепра в Воронеж осени 1942 года. Для некоторых частей Красной Армии, действующих здесь, бои на берегах одноименной реки стали репетицией перед масштабной схваткой на Украине.
В Центральном музее Вооруженных Сил РФ в Москве на стенде, посвященном Битве за Днепр, висит фотография командира понтонной роты 108-го отдельного понтонно-мостового батальона Ивана Крысина. Ниже дается необычный факт: подразделение Крысина обеспечивало переправу танков через Воронеж… по подводным мостам.
Танки должны были прийти на помощь Чижовскому плацдарму — месту, овеянному такой же славой, как Невский пятачок и Малая земля. Его оборона длилась более двухсот дней, до полного освобождения города.
В тылу инженеры изготовили оснащение для будущих мостов. А теперь их нужно установить на реке, которая была все равно что чистое поле и находилась под полным огневым контролем противника. Правый берег Воронежа высок, а от места переправы вражеские позиции отделяло не более полукилометра. Но без мостов плацдарм погибнет. Строить надо.
Работали ночью. От обстрелов это, конечно, не избавляло, но от прицельных ударов темнота защищала.
Хитрость подводного моста вот в чем. Сооружается он ниже уровня воды сантиметров на 50-70. Противник его уже не увидит. Но он все-таки не слепой и сообразит, что понтонеры лезли в реку не просто так. Поэтому неподалеку от подводного моста сооружались видимые, на которые немцу предлагалось тратить снаряды.
Сентябрь был не жаркий, и река мешала не только течением, но и холодом. Отделение Крысина работало в воде под постоянными обстрелами. Продрогшие, теряя каждую ночь товарищей убитыми и раненными, понтонеры вбивали сваи.
К 15 сентября опоры были установлены, и можно было приступать к укладыванию пролетов подводного моста. Некоторые понтонеры опыта таких работ не имели, но Крысин на личном примере обучил их этому инженерному мастерству, и все отделения в итоге справились без отставаний.
Завершающей частью работ была подготовка подъезда к мосту. Это водой не скроешь. Так что дорогу прокладывали в последний момент и очень быстро. За сорок минут был раскопан крутой берег, а дорога уложена камнями.
Все было готово. Малейшая ошибка в расчетах, слишком слабая опора или пролет — и вся операция пойдет прахом. Но понтонеры свое дело знали. Из штаба была дана отмашка на переправу.
Рев машин поднял немцев на ноги. Тут же был открыт шквальный огонь по пристрелянным зонам. Подводный мост стал для врага сюрпризом, но перенести огонь на него было задачей нетрудной. Снаряды стали бить по сооружению, за которое уже была отдана не одна жизнь.
Многим красноармейцам было в таких условиях непривычно: по колено в воде, по шаткому мосту, в открытую переходить под обстрелом — и залечь-то негде! Бойцов подбадривали понтонеры, для которых в такой ситуации ничего нового не было.
Через некоторое время противнику удалось обрушить несколько опор. Это для понтонеров тоже история обыденная. Тут же потащили в воду резервные опоры. Снаряд, говорят, в одну воронку дважды не падает, но на реке воронок нет. Падали в те же места, убивали понтонеров, однако работу подхватывали их товарищи.
Переправа продолжалась. Шли красноармейцы, катились танки. За первую ночь на плацдарм удалось переправить шестнадцать машин. При этом мост немцы успели частично разрушить трижды — и трижды понтонеры его восстанавливали.
Утопив сотни и сотни снарядов, немцы переправу в конце концов добили. Вот только для них было поздно. Переправленные танки возглавили нашу атаку, которая позволила отбить дамбу воронежской гидроэлектростанции. А это всем мостам мост!
Бойцы Крысина засыпали воронки на дамбе обломками кирпичей и бетона. Переправа пошла веселее. Теперь проще было направлять грузовые конвои с припасами.
Это была ключевая часть битвы за реку, за успех в которой кровью заплатили 158 бойцов 108-го отдельного понтонно-мостового батальона. Но сражение за Воронеж только разгоралось. И понтонером предстояло еще много работы, ведь одной дамбы для питания плацдарма мало. Новые переправы сооружались постоянно, пока реку не сковал лед.
До освобождения Воронежа ждать оставалось недолго. С Чижовского плацдарма, который немцам за много месяцев так и не удалось опрокинуть, 24 января 1943 года началась Воронежско-Касторненская операция. В один день Красная Армия вынесла врага из города, а затем прошибла 400-километровую брешь во фронте и с ходу освободила Курск и Белгород. Опыт сражений на реке Воронеж Красная Армия позже с успехом применила на Днепре.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»