Новыми участниками экскурсии по экспозиции «Подвиг Народа» 20 декабря стали представители ООО «ЧОП «КОМАНДОР-2 Л». Побывав в Музее, работники охраны поблагодарили руководство СРО Ассоциация «Школа без опасности» за организацию столь интересного мероприятия.
В эти зимние дни мы продолжаем рассказывать о самом холодном и снежном фронте Великой Отечественной войны — Карельском фронте. На сей раз мы поведаем о незаметных, мало известных даже в те годы сражениях, что ярились в местных лесах. Речь пойдет о борьбе карельских партизан.
Горы, болота и тайга — вот окружение, в котором они вели свою войну. В условиях разреженного фронта бойцам приходилось совершать многосоткилометровые рейды. Нередко природа, а не винтовка врага становилась главной опасностью для партизан. 17 декабря 1942 года два партизанских отряда, «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья», в составе 119 бойцов вышли в поход, продлившийся 26 суток. И половину личного состава отряды потеряли из-за обморожений. А ведь разговор идет не о зеленых новичках, а об испытанных подразделениях, в составе которых было немало местных жителей.
Жуткая хроника предстает в сухих отчетах командиров С. Куроедова и С. Смирнова. 23 декабря: «Оттепель. Ждали погоды сутки…». 1 января: «За отсутствием ягеля олени встали, и трех пришлось прирезать…». 2 января: «В трех километрах от границы бойцы Рязанов, Мазанов, Ефремов и Мочалин заболели и еле шли…. Утром умер Ефремов, днем Рязанов…. Потери: убитых — 15, раненых — 4, расстрелянных — 1, умерших — 7. До 70% — обморожение. Мороз 39 градусов…». 11 января: «С 7 по 11 января обозом и самолетом 59 человек отправили в госпиталь…». Итого мороз забрал в три раза больше бойцов, чем вражеские пули.
Это была война жестокая, война с врагом, который чувствовал себя в карельских лесах, как дома. За четыре года в 19 партизанских отрядах, о которых собрана статистика, погиб, стал инвалидом, выбыл из-за ранения или попал в плен каждый второй боец.
На начальном этапе войны, когда наших сил на многих глухих участках откровенно не хватало, партизаны использовались для латания этих лакун. Особенно это было характерно для севера Карелии и при обороне Медвежьегорска, о которой мы поведали в прошлом материале.
Командиры регулярных частей охотно забирали к себе партизан — людей в бою отчаянных и стойких. Известно, что командир 27-й дивизии генерал-майор Г. Козлов настоятельно требовал у Военного Совета Карельского фронта разрешения передать ему партизанский отряд «Вперед» в качестве разведроты. Генерал был покорен мужеством партизан в оборонительных боях с финнами в районе Большой Тикши.
Бойцы отряда «Вперед»
Но такой подход приводил к оскудению отрядов, которые могли принести пользу в тылу врага. При этом из-за больших потерь нередко партизаны добирались до регулярных частей малыми группами или даже поодиночке. Серьезность проблемы была такова, что прекращать эту практику пришлось отдельным приказом по фронту.
Чего стоит карельский партизан в сражении, демонстрирует боевой эпизод, в котором участвовал упомянутый отряд «Вперед». Он попал в суровую мясорубку под Паданами, что в Медвежьегорском районе. В строю осталось не более полусотни человек, а задача была — не пустить финнов к Ругозеру. Не пустить, иными словами, регулярную армию с артиллерией и авиацией. У партизан были только винтовки да несколько пулеметов, а биографии у большинства бойцов — сплошь гражданские.
Но этот отряд был создан из партийного, советского, комсомольского и хозяйственного актива — таких легко не возьмешь! Одним из лучших пулеметчиков отряда был литовец Август Стурман, стахановец карельского леспромхоза. За советскую власть он воевал еще в Гражданскую, кадр надежный и, по отзывам сослуживцев, беспредельно смелый. В его боевой судьбе был эпизод, похожий на байку, но подтвержденный разными свидетелями: на наши позиции налетел Юнкерс Ju 88. Он чувствовал себя в этом таежном краю хозяином неба, но Стурман его подловил — метко дал пулеметную очередь, свалив самолет.
Вот в бою наступил небольшой перерыв. Финнов удерживал разве что огонь пулеметчиков: Стурмана, Дмитрия Александрова и Иоганна Кангаса (еще недавно — одного из руководителей района). Александров вспоминал, как Стурман ободрял товарищей: «Ну, ребята, надо держаться! Держаться! Поможем. Только на нас, пулеметчиков, опора отряда».
Стурман и других поддерживал, и себя горячил. Накануне убили его второго номера, взамен дали новичка. А тот не выдержал в бою — сбежал. Позиция пулеметчика ослабела. Слово Александрову: «…А бой идет, страшный бой. И вот уже Стурмана ранили в голову, кровью все лицо залило. Август лежал с пулеметом за большим массивным камнем. И вот хлопает по этому камню рукой и кричит в сторону финнов: «Выдержит мое укрепление! Выдержит!». Однако, понимая, что живым из боя ему не уйти, Стурман в конце концов поднял пулемет и с ним наперевес пошел на финнов. Прижал он их здорово, но вскоре все же погиб.
Одной их крупнейших партизанских операций в Карелии стал поход Первой партизанской бригады под командованием И. Григорьева в июне-августе 1942 года. В рейд по тылам противника отправилось огромное по меркам таежной войны соединение — 648 человек. Их формальной целью был разгром финских штабов. Но атака была частью более важного стратегического замысла. В скором времени предполагалось наступление с целью освобождения Ленинграда от блокады. Партизаны должны были помочь войскам, дезорганизовав вражеский тыл.
Однако наступление тогда не состоялось — силы потребовались под Сталинградом. А вот партизан отзывать не стали, чтобы не дать противнику узнать о перемене в планах. 600 километров прошел отряд, побывав в 26 боевых столкновениях. И свою задачу выполнил: ни одного подразделения с Карельского фронта противник отозвать не решился.
Тема партизанской борьбы в Карелии изучена слабо. А она заслуживает большего. Финны собирались в 1941 году за лето прогуляться до Белого моря, отрезав от СССР огромный кусок страны от Ленинграда до Мурманска. Но во многом благодаря стойкости и дерзким ударам партизан на два с половиной месяца застряли под Петрозаводском, а затем так и не сумели захватить Беломорско-Балтийский канал.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»